Влияет ли искусство на формирование мировоззрения целого поколения? Хотим мы или нет, художественные произведения создают ценности, которые воспринимаются обществом. Давайте на примере лучших фильмов-сказок 50-х годов поразмышляем, чему они учили юного зрителя и как повлияли на поколение тех, кому сегодня за шестьдесят.
«Садко» (1952)
Сегодня можно увидеть лишь восстановленную в 1986 году версию, где роли озвучивали уже совсем другие артисты. Фильм Александра Птушко (сценарий К. Исаева) собрал великолепную плеяду актёров: Сергея Столярова, Аллу Ларионову, Лидию Вертинскую, Михаила Астангова, Николая Крючкова, Нинель Мышкову, Ивана Переверзева и других.
Для студентки ВГИКа, сыгравшей Любаву Буслаевну, это был дебют, а вот Сергею Столярову (Садко) уже исполнилось 40. Оба олицетворяли истинно славянскую красоту, образец русскости.
На фестивале в Венеции (1963) картина завоевала «Серебряного льва», а Столяров вошел в топ лучших мировых актёров за последние 50 лет. На родине картину посмотрело 27, 3 млн зрителей.
Один из рецензентов фильма отметил, что старшее поколение отлично знает картину. Когда он спрашивал о ней, частенько слышал в ответ:
Садко? Это где он под водой на гуслях играл?
В основе фильма-сказки — онежский фольклор о купце-гусляре из Великого Новгорода. Прослышав о существовании птицы Феникс, он отправляется в морское странствие, чтобы отыскать птицу счастья для своей страны и своего народа. Выбравшись живым из многочисленных приключений, Садко осознает, что нет лучшего счастья, чем Родина, где ждет его красавица Любава (А. Ларионова).
Благодаря гуслярскому мастерству и русской смекалке сумел торговый человек выбраться и из морского царства Нептуна, и из далей индийских. При этом нередко ему приходится ставить собственную жизнь на кон ради товарищей.
Так, он вызвался спуститься к морскому царю, дабы спасти команду корабля во время шторма. Эпичность киноленте придает музыка Н. Римского-Корсакова, чьи фрагменты оперы использовались в фильме-сказке. Кстати, в этом году картине исполнилось ровно 70 лет.
Лично у меня в подростковом возрасте после просмотра фильма возникало чувство гордости за то, что я русская. Родиться в России — это и есть подлинное счастье.
«Старик Хоттабыч» (1956)
Фильм Геннадия Казанского был удостоен диплома Всесоюзного кинофестиваля в Москве в 1958-м. Премьера сказки по повести Лазаря Лапина (Гинзбурга) была показана годом раньше, и за первые 6 месяцев ее посмотрело 5 млн человек.
Волшебная история 12-летнего Вольки, который в Москве-реке выловил древний сосуд, оказавшийся прибежищем джина, насыщена увлекательными приключениями, искренней дружбой и невероятными чудесами.
В благодарность за то, что мальчик освободил джина после двух тысяч лет заточения, тот обещает выполнять все его желания. Хоттабыч (так называет Волька Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба) организовывает спасителю путешествие в Индию на ковре-самолете, дарит дворцы, пригоняет слонов и верблюдов.
Но Волька и его друг Женя уговаривают волшебника сделать все «подарки» невидимыми, а самим отправиться в цирк.
Они вовлекают волшебника в водоворот совсем иной жизни, и Хоттабыч «перевоспитывается», став иллюзионистом. Фильм-сказка, где в главной роли снялся Николай Волков, учит: счастье невозможно купить за деньги, как и дружбу, впрочем. Их можно заслужить, только став по-настоящему честным, хорошим человеком.
Помните знаменитый диалог?
Хоттабыч Вольке:
У тебя будут деньги! Много денег. А деньги — это слава, деньги — это сколько угодно друзей!
Но пионер отвечает:
Ну, рассуди сам, Хоттабыч, кому нужны слава и друзья за деньги?! Нет, уж лучше смерть, чем стать спекулянтом!
Любопытно, что Лапин сам был комсомольцем и искренне верил, что счастье нематериально. А за ним так считали и мы, пионеры 60-х.
В фильме снимались школьники Алексей Литвинов и Геннадий Худяков, которые в дальнейшем не стали профессиональными актёрами, а также популярные артисты — Ефим Копелян, Евгений Весник и др.
«Илья Муромец» (1956)
Еще одна картина Александра Птушко в соавторстве с Анатолием Петрицким. Думаю, зрителям будет интересно знать, что «Илья Муромец» стал первым в истории отечественного кинематографа цветным широкоэкранным фильмом со стереозвуком. В 2021-м на «Мосфильме» он был реставрирован в цифровом варианте.
В основе сюжета — народные былины о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Сценарий написан писателем М. Кочневым. Фильм имел широкую прокатную историю в США, Японии, ФРГ и других странах мира.
В главной роли снялся легендарный Борис Андреев, которому на тот момент уже исполнилось 40. Остальных персонажей воссоздали Андрей Абрикосов, Наталья Медведева, Нинель Мышкова, Сергей Столяров, Сергей Мартинсон и другие известные артисты.
Илья Муромец более 30 лет не мог подняться с печи, но пришла беда — на Киевскую Русь напали тугары. Старцы исцеляют богатыря «встань-травой» и дают в руки меч Святогора. Илья Муромец направляется в Киев к князю Владимиру, по пути сразившись с Соловьем-разбойником и Лихом Одноглазым.
Однако оклеветанный, он попадает в погреб, а его возлюбленная Василиса — в руки варваров, где в неволе рожает сына Сокольничка.
Юноша подрастает и начинает воевать на стороне тугаров, которые пытаются захватить Киев. Владимиру Красное Солнышко приходится идти на поклон к Илье Муромцу, чтобы тот защитил Русь. В сражении отец с сыном бьются по разные стороны, однако Сокольничек вовремя узнает, чья кровь в нем течет.
Богатыри одерживают верх, и Илья Муромец передает меч Святогора своему сыну, чтобы тот стоял на защите государства.
Думаю, еще задолго до «Офицеров» нас учили: защищать родину — это почетный долг особых людей. Богатырей земли русской. И мы верили в их силу и непобедимость.
«Новые похождения Кота в сапогах» (1958)
В 50-е годы продолжал творить один из величайших сказочников отечественного кино — Александр Роу. В 1958-м вышел его фильм по сценарию С. Михалкова «Новые похождения Кота в сапогах». По мотивам сказки Шарля Перро снято огромное количество фильмов. Этот, на мой взгляд, один из самых интересных.
История рассказана как сон девочки Любы (О. Горелова), которая накануне вместе с ребятами репетировала спектакль «Кот в сапогах». Ночью она предстанет в роли дочери шахматного короля (А. Кубацкий) и станет жертвой заговора и похищения колдуньей (Л. Вертинская).
Ей на помощь придут друзья — Ваня, сын мельника (В. Жариков), и Кот в сапогах (М. Барабанова). В фильме настолько яркие актёрские работы, что вычеркнуть их из памяти с годами просто невозможно. Особенно хорош Г. Милляр в образе шута, пугающего принцессу страшными «расказками».
Положительные герои в картине очень симпатичны, а злодеи — невероятно убедительны. В очередной раз мы встречаемся с противоборством между добром и злом. Перенос действия в шахматно-карточное королевство с первых мгновений вселяет надежду, что все обязательно закончится хорошо.
Главный посыл сказки — добро обязательно победит. Да, в мире есть подлость, предательство, хитрость, но дружба и взаимовыручка все преодолеют.
Но так ли это в жизни? Недавно В. Соловьев в эфире задал риторический вопрос: «А кто вообще сказал, что добро обязательно победит?» Мой ответ: «Этому учат сказки!»
«Марья-искусница» (1959)
Второй фильм А. Роу поставлен по сценарию Евгения Шварца. Еще в 1946-м писатель написал «Сказку о храбром солдате», которая была экранизирована студией им. Горького. Цветная музыкальная лента отреставрирована в 2002-м и предстала перед зрителями в хорошем качестве.
Его мокрейшество Водяной (Водокрут XIII), могущественный морской владыка, похищает Марью-искусницу. В ролях задействованы А. Кубацкий и Н. Мышкова. Совсем юный, но отважный сын Ваня (В. Перевалов) отправляется на ее поиски. По дороге он встречает отставного солдата (М. Кузнецов), который вызывается помочь в беде.
Вместе они преодолевают все трудности и вызволяют Марью-Искусницу из плена, превратив Водокрута в маленькую лужицу у колодца. Необычность сказки в том, что юноши обычно совершают подвиги ради руки красавицы-принцессы и половины царства. Здесь же никакой романтической истории. Более того, сам Водокрут вопрошает, обращаясь к солдату:
Зачем ты лезешь не в свое дело?
Ответ восхищает:
Я русский солдат!
Вот не может русский солдат не помочь обиженному кем-то ребенку. И жертвует он своей жизнью не ради наград и благодарности, а ради справедливости. Вот такой посыл сказки мне видится.
Вместо заключения
Хочу напомнить слова А. Эйнштейна:
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им ещё больше сказок.
Это объясняет, почему я рассматривала не просто детские фильмы, а именно сказки. Где действуют вымышленные герои, включается фантазия и разговор о добре и зле приобретает совсем другое звучание.