«Фридунский» — это тандем двух талантливых писателей, перу которых принадлежит всего лишь один рассказ и автобиографическая книга «58 ½: записки лагерного придурка», написанная уже после смерти одного из них.
А известность они обрели благодаря своим сценариям, по которым сняты прекрасные фильмы — «Служили два товарища», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Старая, старая сказка», «Сказка странствий», «Гори, гори, моя звезда», «Экипаж» и многие другие.
«Мы с тобой теперь неразлучны, как два пальчика на одной руке. Вот… Если не возражаешь…»
Их творческий тандем образовался благодаря случаю, когда ребятам было по четырнадцать лет, учились они в одной школе. Тогда и написали они ради шутки свой первый сценарий – пародию на фильм «Дети капитана Гранта». После этого они уже были неразлучны всю жизнь.
В 1940-м вместе поступили во ВГИК. Еще на вступительных экзаменах они попросили разрешения написать одну экзаменационную работу на двоих – «…потому что мы теперь всегда будем работать вместе…».
Хотя они и были разными: Валерий – импульсивный и жизнерадостный, а Юлий – сама сдержанность, но было в этих двух «очкариках» и нечто общее – оба слыли умными, интеллигентными джентльменами, и очень нравились девушкам.
Доучиться им не пришлось – началась война. Но в 41-м году обоих из-за плохого зрения в армию не взяли.
Статья 58…
Но спустя три года друзьям все же удалось записаться в добровольцы и они отправились на фронт по разным направлениям. Но защищать Родину им так и не довелось. В пути их обоих арестовали, сняв прямо с поезда, и предъявили абсурдное обвинение – «Дружба с детьми врагов народа и подготовка покушения на Сталина». И отправились они на 10 лет в исправительно-трудовые лагеря.
По этому же делу проходили и другие студенты. Всего было арестовано 13 молодых людей — друзей, собиравшихся одной компанией в коммунальной квартиры на Арбате. Группе вменялась подготовка покушения на И. Сталина во время его проезда по Арбату в Кремль.
В качестве главного исполнителя почему-то фигурировал Юлий Дунский, который должен был обстрелять проезжающую машину вождя из пулемета. А пулемет заговорщики, якобы, собирались вытащить из сбитого вражеского бомбардировщика…
Уже спустя много лет, Дунский, улыбаясь, вспоминал, как их арестовали, привезли на допрос к следователю. А тот в это время был занят тем, что сшивал пачку бумаг. «Белыми нитками шьёте?» – спросил его Дунский. «Суровыми, Дунский, суровыми…«.
Отсидев в лагере от звонка до звонка 10 лет и выйдя в один день, друзья остались на поселении в городке Инта, находящемся в Коми АССР.
Лишь в 1956 году после реабилитации друзья вернулись в Москву. Многие возвращались из лагерей озлобленными, растерянными, не понимающими, как дальше жить, Валерий же с Юлием вышли мудрыми и добрыми, с крепким стержнем внутри.
Они и в лагере не подчинились власти блатных, получив там по ножевому ранению… Если было нужно, щуплый Дунский, не задумываясь, мог броситься на любого звероподобного уголовника.
Свое пребывание в лагерях Дунский и Фрид никогда не считали вселенской трагедией, а лишь одним из фактов личной биографии, который надо пережить и который может оказаться даже полезным для их дальнейшего творчества.
Ко многому они старались относиться с юмором, как будто дело происходило не с ними, а в каком-то фильме, и такая позиция помогла им там выжить. На поселении в Инте они задумали написать сценарий к фильму
«Случай на шахте восемь», и через несколько лет фильм был поставлен.
О лагерной жизни они старались не писать. Хотя у Фрида и возник замысел книги о своих многолетних странствиях по «архипелагу ГУЛАГ», реализовал он его лишь после смерти друга. Книга называется «58 1/2. Записки лагерного придурка», написана она довольно легко и с юмором.
Возвращение
В Москве началась их плодотворная творческая жизнь, было написано 37 сценариев для фильмов. Проживали друзья в одном доме, в одном подъезде, в соседних квартирах. Сами себя они часто называли «Фридунский», другие звали их «Фридами». Своим женам они внушали, что «Валерик не может часа прожить без Юлика и наоборот».
Однако, творческий процесс не был простым – дело частенько доходило до скандалов, хлопанья дверями. Но, посидев какое-то время врозь, они мирились, и работа продолжалась до следующей ссоры.
К сожалению, на здоровье Юлия Дунского очень негативно сказались годы, проведенные в лагере.
Измученный болезнями, в 1982 году он решил покончить с жизнью, чтобы не мучиться самому и не обременять родных. Лишь написал записку жене: «…не входи в ванную — я там застрелился…».
Валерий пережил друга на 16 лет.
«Наш герой, как правило, человек мягкий, но обстоятельства заставляют его быть сильным«,— так говорили Дунский и Фрид. Это выражение в полной мере можно отнести и к ним.