Только любовь и надежный тыл помогает справляться с трудными временами.
Так было раньше и так происходит сейчас.
Удивляет, как русские люди, прошедшие жернова Великой Отечественной войны, смогли остаться человечными, не озлобленными. Они не разучились после пережитого творить, оставаться людьми, а, главное, любить.
Может быть, именно поэтому они смогли пронести эти чувства через многие годы.
Воистину какое-то великое поколение Титанов.
Переводчица и поэтесса Юлия Друнина и кинорежиссер и сценарист Алексей Каплер смогли написать свою немного грустную историю любви.
… и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла…
В ее стихотворениях сама любовь. Почитав лирику Юлии Друниной, не сразу поверишь, как много испытала эта красивая и загадочная женщина.
Мои любимые и на всю жизнь запомнившиеся ее строки:
Ты — рядом, и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Вглядитесь в ее внешность:
Удивительные глаза с хитринкой, копна волос и хрупкая фигура.
Но как писала впоследствии ее дочь Елена:
Под хрупкой внешностью таился подлинный кремень, что лишь осложняло её жизнь.
Может быть, осложняло, но именно этот «кремень» позволил выдержать испытания войной.
Приписав себе лишний год, Юлия Друнина окончила медицинские курсы и стала санитаркой. Первое время работала в Центральном госпитале, а потом на передовой, хотя и была возможность остаться в тылу.
Об этом времени Юлия Друнина напишет:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Удача или Господь, пусть думает, кто, как хочет, но они ее спасали трижды. Первый раз, когда Друнина с еще несколькими солдатами и комбатом выбирались из окружения, и ее оглушило взрывом мины.
Второй раз осколок чуть не задел сонную артерию, но Юлия замотав шею продолжала спасать раненных, пока не потеряла сознание.
И третий раз во время боев в Прибалтике, она была сильно контужена и в результате получила инвалидность.
Юлия Друнина была награждена орденом Красной звезд и медалью «За отвагу».
Эти медали раньше не давали незаслуженно или просто так, обесценивая их. А исключительно за волю, титанический труд и героизм этой прекрасной и нежной на вид женщины.
Люди в этот период времени так сосредоточены на победе, что в борьбу вступают наши какие-то скрытые внутренние резервы.
Сама Юлия Друнина так после писала об этом:
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! — Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Не правда ли, актуально.
Это была история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных…
Видимо, им двоим было определено свыше встретиться. А любовь была послана за все те испытания, которые были в их жизни.
До обретения друг друга, дорога была долгой. У каждого испытания жизнью были свои.
И, если испытания войной затронули каждого жившего тогда в СССР. То рисунок судьбы у каждого человека был свой, сугубо индивидуальный.
Юлия Друнина в Литературном институте, куда пришла учиться, встретила своего первого мужа Николая Старшинова и отца своей единственной дочери Елены.
Случайная встреча в 1954 году на сценарных курсах с Алексеем Каплером перевернула всю ее, казалось, сложившуюся жизнь.
На долю А. Каплера тоже многое выпало, хотя все начиналось радужно и перспективно.
До войны А. Каплер успел поиграть в театре, поработать ассистентом у самого А. Довженко на фильме «Арсенал» и дважды жениться.
На войне он начинал военным корреспондентом. Но его неожиданное знакомство в 1943 году с дочкой Сталина Светланой, которая влюбилась в этого обаятельного, остроумного и взрослого мужчину, изменило его судьбу.
За это общение Каплера сослали сначала на 5 лет в Воркуту, а потом добавили еще 5 лет. Вышел из лагерей Каплер в 1954 году и позже был реабилитирован.
Каплер всегда пользовался успехом у женщин и за ним не беспочвенно закрепилась репутация «ловеласа».
Как и юную Светлану, женщин привлекали его ум, обаяние и легкость в общении.
При этом А. Каплер был талантлив. Именно его перу принадлежат сценарии к фильмам:
«Три товарища», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия», «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» — с Борисом Щукиным в роли Ленина.
К тому же, долгие 6 лет он становится бессменным ведущим программы «Кинопанорама». Но это было потом.
А сначала была встреча с Юлией Друниной в 1954 году. Ему 50, ей 30 и они оба не свободны.
Кого это в наше время останавливает.
А наши герои сопротивлялись своему чувству долгих 6 лет. Но не смогли быть друг без друга.
Именно тогда она напишет:
Не бывает любви несчастливой.
Не бывает… Не бойтесь попасть
В эпицентр сверхмощного взрыва,
Что зовут «безнадежная страсть».
Если в душу врывается пламя,
Очищаются души в огне.
И за это сухими губами
«Благодарствуй!» шепните Весне.
Вот как об этих двоих писал Эльдар Рязанов:
Это была история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных..
Для знакомых и друзей Алексей Каплер всегда был душой компании и дамским угодником, и, вдруг, со своей Юлией он неожиданно стал домоседом и «подкаблучником».
А этим двоим было совершенно все равно, как их называют. Они были просто счастливы.
Юлия была более сдержанна в эмоциях, а всю страсть и душу открывала в своих стихотворениях посвящениях любимому Алексею:
Твоя любовь — моя ограда,
Моя защитная броня.
И мне другой брони не нужно,
И праздник — каждый будний день.
Но без тебя я безоружна
И беззащитна, как мишень.
Тогда мне никуда не деться:
Все камни — в сердце,
Пули — в сердце…
или
Я люблю тебя злого, в азарте работы,
В дни, когда ты от грешного мира далек,
В дни, когда в наступленье бросаешь ты роты,
Батальоны, полки и дивизии строк.
Я люблю тебя доброго, в праздничный вечер,
Заводилой, душою стола, тамадой.
Так ты весел и щедр, так по-детски беспечен,
Будто впрямь никогда не братался с бедой…
А Алексей каждый день дарил ей букеты цветов и объяснялся ей в любви записками, письмами и телеграммами, когда хоть ненадолго от нее уезжал.
Вчитайтесь в эти строки, которые никого не оставят равнодушным и не позволят усомниться в истинности чувств этих двоих:
Прошу считать эту телеграмму формальным объяснением в любви с просьбой вашей руки, а если возможно, то и сердца. Давай с самого начала, я согласен вздыхать и крутиться вокруг.
Один полуинтеллигент.
Сидел дома, занимался, и вот меня выстрелило срочно бежать на телеграф, сказать, что я тебя люблю, может быть, ты не знаешь или забыла.
Один тип.
Пойми, моя такая дорогая, — я еще «развивающаяся страна» — и буду возле тебя становиться лучше, бережнее к тебе, к нашей любви… ты — мой дом на земле.
Прошло ещё 6 лет, и я люблю тебя ещё сильнее, ещё вернее. Давно мы стали с тобой одним человеком (который может даже повздорить с самим собой по глупости, но разделиться, стать снова двумя не может). Ты обрати внимание, как я обнаглел, – раньше писал только о своих чувствах, а теперь расписываюсь за обоих и не боюсь, что ты опровергнешь. Спасибо тебе за всё, жизнь моя.
Их любимым местом был Старый Крым, где они могли вдвоем уединиться. Там они совершали пешие прогулки до своих друзей, живущих в Коктебеле, и восторгались красотой тех мест.
Неудивительно, что и последней обителью они выбрали именно Старый Крым.
Это были самые счастливые 19 лет вместе.
Болезнь оборвала в 1979 году жизнь А. Каплера. Перед уходом он боялся только одного, как его любимая Юленька справится с жизнью без него. И в этом не было ни грамма эгоизма, только забота и тревога.
И для Юлии Друниной, несмотря на внутренний «кремень», жизнь остановилась. Муж был для нее всем, также, как и она для него.
Долго жить без него было невыносимо.
Она так напишет:
Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…
А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к Старокрымским лесам и потребность творить
P.S.
Не знаю, как вас, а меня поразила эта история честной и открытой русской женщины. И она даже больше, чем о любви.
Юлия Друнина во всех сложных жизненных ситуация была честна: перед людьми и перед собой. А это вызывает уважение.
Она любила по-настоящему, она писала правдивые стихи.
Она искренне верила, что сможет что-то изменить, работая депутатом Верховного Совета. И, как только поняла всю безнадежность своей депутатской работы, отказалась от мандата.
Она поняла суть перестройки и страшные последствия от развала Советского Союза раньше других. И пришла в ужас и не смогла всего этого принять.
В ее последнем стихотворении есть такие строки:
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
Но закончить хочется другим ее пронзительным стихотворением о нашем времени:
Теперь не умирают от любви —
насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
лишь без причины человеку плохо.Теперь не умирают от любви —
лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку», мама, не зови,
врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви…»