Нинон считали куртизанкой, музой, великой любовницей и философом в юбке. Эта женщина родилась в оковах условностей 17 века, но смогла разбить их, чтобы прожить жизнь так, как ей того хотелось. Темноволосая, синеглазая красавица оставила после себя не только богатства и шлейф растоптанных сердец. Она показала миру, как может жить женщина, не согласная с патриархальными устоями.
Прогрессивные взгляды
Де Ланкло прожила почти 90 лет. До последних дней она оставалась бодрой и моложавой. Отвечая на вопрос о секрете своей «вечной» молодости, Нинон говорила, что главное — не отказывать себе в удовольствиях и не опускаться до стяжательства.
Рожденная в 1615, от родителей она получила имя Анна. Но отец величал ее Нинон, поэтому в историю де Ланкло вошла под этим именем. Родители девочки имели дворянские корни.
Нинон рано осиротела, но в средствах у нее нужды не было. Свою жизнь очаровательная девица решила посвятить удовольствиям и саморазвитию. Родитель Нинон любил философию эпикурейцев и привил дочери интересные взгляды на мир. Благодаря отличному образованию де Ланкло с юных лет слыла образованной и остроумной женщиной.
Осиротев, она почти на год ушла в монастырь, чтобы искать себя. Потом вернулась и открыла в Париже личный салон. Замуж выходить девушка не собиралась. Она удачно вкладывала деньги, оставшиеся от родителей, на них и жила до старости.
От этой необычной женщины, желавшей жить по-мужски, современники часто слышали изречения, ставшие потом афоризмами. Например, Нинон считала, что, если Бог создал морщины, то он мог бы разместить их часть на пятках, чтобы не портить свое творение.
Отношения с религией у Нинон были сложные. Она предпочла бы, чтобы вообще никакой религии не существовало. Так как она только ограничивала людей, по ее мнению.
В 17 веке у женщин было два пути: мать семейства или куртизанка. Матерью семейства и супругой де Ланкло становиться не собиралась. А вот череда любовников в ее жизни навесила на Нинон ярлык куртизанки.
Хотя и куртизанкой де Ланкло была странной. Денег с мужчин не брала. Выбирала «клиентов» по велению сердца. Без сожалений прощалась с теми, кто ей надоел или разонравился. Чем не мужское поведение? Нинон считала, что если мужчинам можно так себя вести, то и ей можно. Чем она хуже?
Профессиональная муза
Свое время неординарная куртизанка тратила не только на мужчин. В ее салоне собирались выдающиеся умы того периода. На улицу Турнелль приходили литераторы и художники. Салон де Ланкло стал прибежищем вольнодумцев. Именно Нинон открыла миру Мольера, приведя его в свой дом, когда он еще носил фамилию Поклен.
С Франсуа де Ларошфуко Ланкло соревновалась в остроумии и делила постель. Решилье решительно отказала, когда тот прислал ей деньги и записку. Гаспара Колиньи уговорила не бросать знатную невесту ради нее самой, так как считала любовь пьесой с бесчисленным числом сюжетов.
Влиятельных друзей у Ланкло было много, но и врагов куртизанка нажила еще больше. Об образе жизни Нинон донесли королеве Анне. Та приказала вольнодумке немедленно закрыть салон и уйти в монастырь.
Ланкло ответила Анне Австрийской, что грехов не совершала, но в монастырь все же ушла. Выбора у нее особого не было. Если бы не пошла сама, ее упекли бы силой. Благодаря связям в монастырских стенах Ланкло томилась недолго.
Генералиссимус Конде вступился за свою любовницу и вызволил из монастыря. Нинон снова открыла салон и зажила как прежде. От разных мужчин куртизанка родила сыновей и дочь. Ее дочка умерла рано, а сыновей Нинон отправила на воспитание к их отцам.
Удивительно, но один из сыновей Ланкло, повзрослев, влюбился в собственную мать. Юноша не знал, кто произвел его на свет. Нинон открыла ему правду. Тогда его пыл поостыл.
Приличное место
Со временем салон Ланкло из обители разврата и удовольствий стал вполне обычным литературным салоном. Туда заглядывали Перро, Расин, Лафонтен. Сама Нинон писала мемуары и литературные труды. Венцом творения куртизанки стала «Месть кокетки».
Ланкло старела, но красоты не теряла. Она продолжала мечтать о мире без религиозных и социальных оков. Однажды богатая дама даже оплатила учебники и образование для одного небогатого мальчика. Этим мальчиком был философ Вольтер. Кстати, он до конца дней звал Ланкло «прекрасной тетей».
В восемьдесят лет Ланкло завела последнего любовника. Аббат Жедуаэн так достал свою любовницу-ровесницу сценами ревности, что Нинон пришлось его бросить. Умирая, Нинон изрекла очередную остроумную фразу.
Она сказала, что если бы знала о том, как кончится ее жизнь, то повесилась бы раньше. Даже на смертном одре де Ланкло оставалась остроумной и оживленной. Ведь ей удалось прожить жизнь так, как она мечтала еще в юном возрасте.