Петр Вельяминов: тюремные университеты «вечного председателя колхоза»

Популярный советский артист учился актёрскому мастерству в лагерях Северного Урала. Вспоминаем жизнь Петра Вельяминова в 96-ю годовщину со дня его рождения.

Самые любимые зрителями работы прекрасного советского актера Петра Вельяминова – роли председателей колхозов в фильмах «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». Смотришь на него, и кажется – ну правда же, настоящий Председатель.

И в голову не приходит, что этот образец советского человека — потомок старинного дворянского рода, который в 16 лет был арестован за «антисоветскую деятельность», 10 лет провел в лагерях и выжил только благодаря чуду и добрым людям.

Измена Родине

«Главная статья у меня была „измена Родине“, которая звучала как „соучастие в деятельности антисоветской организации „Возрождение России“. Вроде эти люди печатали листовки, а я как будто был боевиком. Все это, конечно, чистый бред».

Вельяминова арестовали, когда он шел из кино с сестрой и мамой. На Лубянке он держался с большим достоинством подростка, сказал людям в штатском: «Вместо того, чтобы осудить одного виновного, вы хотите осудить сто невиновных!» Следователь хмыкнул: молодой, да ранний, ясно все с тобой.

Петр был уверен: на Лубянке увидят, какой он умный, толковый, настоящий комсомолец – и отпустят. Но уже после первого допроса он понял: прежняя жизнь кончилась. Следователь орал на Петра: «ты выродок, а не комсомолец!», потом ударил. Вельяминов опешил: никто никогда не поднимал на него руку!

Дальше была ссылка на Северный Урал, где в бригаде таких же «малолеток» он делала ящики для патронов. Болел дистрофией – весил 47 килограммов, еле выжил. Парню везло на хороших людей, а они встречались ему всегда: врач в лазарете, лагерный начальник, который перевел больного Вельяминова на легкую работу санитаром… Там, кстати, Петр узнал, что его маму арестовали, и попытался вскрыть себе вены.

И тут повезло – спасли, и новый срок за саботаж не добавили.

Художественная самодеятельность

Один старый зэк посоветовал – иди, Петька, в самодеятельность. Там Вельяминов быстро пошел в гору: два года работал в джазовом оркестре (начальник лагеря был большой любитель). Потом худрук самодеятельности Валерий Федорович Валертинский пригласил Вельяминова сыграть Макферсона в спектакле «Русский вопрос».

Спектакль прошел с оглушительным успехом: и худруку, и Петру лагерный срок скосили на полгода.

На свободу Вельяминов вышел в 1952 году. Двадцать лет мотался по стране, служил то в одном провинциальном театре, то в другом. У хорошего актера проблем с трудоустройством не было: его брали везде, не смотря на судимость. В 1972 году он сыграл главную роль в популярном советском сериале «Тени исчезают в полдень». Роль сделала его знаменитым.

Петр вернулся в Москву, получил сначала звание заслуженного артиста РСФСР, а потом и народного. Но чтобы получить эти звания, он – «злой, бешеный, униженный до предела» — два года писал бумажки и ходил в разные инстанции: «Какой-то мрачный тип спросил меня, по какому делу я, и прямо при мне стал читать мое заявление…

Так закрутилась машина, и лишь через два с лишним года мне наконец выдали свидетельство о реабилитации. Потом дали звание народного артиста РСФСР…»

Постоянное чувство влюблённости

Независимый, превратившийся в сталь за лагерные годы Петр Вельяминов всегда очень нравился женщинам. Он был пять раз женат, у него четверо детей – все они стали театральными актерами. Его дочь Ольга вспоминает: «Отец как никто умел понимать.

Думаю, эта способность и располагала к нему женщин. А ему было необходимо постоянно испытывать влюбленность. Сейчас понимаю, откуда это в нем: сказалось то, что он с шестнадцати лет был выброшен из жизни.

Как бы ни любила его семья — ему не хватало. Отцу был нужен не просто дом. Ему требовалось каждодневно ощущать сильное чувство. К сожалению, понять это могла не всякая женщина. Мама не смогла смириться с его влюбленностями. Поэтому после их развода мы не общались больше 30 лет».

Оцените статью
Петр Вельяминов: тюремные университеты «вечного председателя колхоза»
Евгения Симонова: как родной человек вернул ей вкус к жизни