Пошла домой и бесследно исчезла. На протяжении долгих лет это дело было одним из самых запутанных в Калифорнии, со множеством неожиданных поворотов. 45 лет ушло на то, чтобы наконец-то выяснить правду, но и на этом история не закончилась.
В 2018 году в сети Твиттер появился странный пост:
«Привет, я Линда. Мне 11 лет. Меня не стало 45 лет назад. И я хочу знать, что со мной случилось».
Твит моментально привлек внимание общественности.
Его выложил сержант полицейского управления города Ньюпорт-Бич Корт Депвег. Он приурочил пост к 45-й годовщине убийства Линды О’Киф, которое до сих пор не было раскрыто. Корт решил донести историю девочки до общественности, чтобы дело возобновилось и преступник, наконец, был найден.
В итоге серия из 68 твитов, опубликованных от имени Линды, привлекла миллионы людей по всему миру подробностями последнего дня ее жизни, а также косвенно привела к тому, что убийца был найден спустя 45 лет.
Итак, что же произошло полвека назад и как удалось найти преступника, лишившего жизни Линду О’Киф.
Линда О’Киф была обычной 11-летней девочкой, милой, нежной ранимой.
Она росла в большой дружной семье. Училась в школе. Ее отец, Ричард, работал машинистом. Мама, Барбара, занималась швейным делом на дому. У Линды были старшая и младшая сестры. Они рассказывали о Линде, что та идеализировала красоту мира, и всегда, казалось, видела только хорошее в людях. Девочка росла творческой личностью, рисовала, играла на пианино.
А еще она была герл-скаутом и много времени проводила в летней школе.
Обычно она ездила туда на велосипеде, но в тот роковой день девочку согласилась подвезти учитель игры на фортепиано.
Хронология событий дня исчезновения
Примерно в час дня Линда позвонила своей маме из школы и умоляла подвезти ее домой.
Девочке совсем не хотелось идти пешком, хотя до дома было всего два километра. Возможно, детское сердечко предчувствовало беду. А вот мама, не заподозрив ничего трагического, была глуха к стенаниям дочери. У женщины было много работы и она не хотела отвлекаться. Мама сказала, чтобы Линда шла домой сама.
Расстроенная и плачущая, Линда, в конце концов покинула школьный двор. Она немного посидела на обочине перед школой, а после двинулась в путь. Ее дорога должна была занять не более 30 минут.
Но Линда не появилась дома ни через полчаса, ни через час, ни через два.
Увлеченная работой мама девочки не сразу заметила, что уже слишком много времени нет дочери. Беспокойство закралось в ее душу, но Барбара отгоняла от себя дурные мысли, надеясь, что Линда заболталась с кем-то по дороге.
Однако в 6 часов вечера стало понятно, что дочь нужно искать. Это сегодня с помощью мобильной связи можно точно установить локацию человека, даже если его аппарат выключен. В 1973 году в распоряжении родителей Линды были лишь машина и стационарный телефон, по которому мать девочки неустанно обзванивала всех друзей, с кем могла бы быть дочь.
Но никто понятия не имел о том, где Линда.
Узнав о ситуации, отец быстро приехал домой и поехал искать на машине.
Без результата. Когда начало темнеть, родители обратились в полицию.
Поиски продолжались всю ночь, полицейские задействовали вертолеты, собак, большое количество личного состава. Но все тщетно.
Место преступления
Утром 7 июля 1973 года местный архитектор Рон Йео отправился на велосипедную прогулку вместе со своим сыном. Они ехали на велосипедах по природной тропе, известной как Бэк-Бэй, наслаждаясь утренними лучами теплого солнца. Через пару километров Рон с сыном спешились, чтобы посмотреть на уникальный вид лягушек, обитающий в этих краях.
Но вместо того, чтобы насладиться флорой и фауной, отец и сын сделали ужасное открытие. Они нашли тело Линды О’Киф.
Девочка лежала в канаве с водой, на ней было платье, сшитое мамой, и самодельная сумка для книг. Эксперты установили, что причиной смерти стало удушение.
Маленький тихий прибрежный городок был потрясен этим событием.
Следствие началось немедленно. Детективы нашли следы шин неподалеку от места, где обнаружили девочку, но других зацепок не было.
Что видели свидетели
В день, когда произошла трагедия, Линду видели, как минимум три человека. Подруга девочки и соседи по кварталу – мать и дочь, которые отлично знали семью О’Киф.
Женщины рассказали полиции, что видели бирюзовый фургон, который сбросил скорость и поравнялся с девочкой. Линда стояла у передней пассажирской двери и, по всей видимости, разговаривала с водителем. А потом села в машину. Соседи сочли эту сцену странной, но не посчитали ее опасной.
Они решили, что раз Линда села в фургон самостоятельно, значит, это был ее знакомый. Больше школьницу живой никто не видел.
Опросив свидетелей, полиция получила примерное описание водителя. Это был белый мужчина, от 24 до 30 лет, со светлыми кудрявыми волосами и вытянутым лицом. Ни марку автомобиля, ни номера женщины не запомнили. Ориентировки разослали по всей Калифорнии, но это успеха не принесло.
Чуть позже полиции удалось найти еще одну свидетельницу – женщину, проживающую недалеко от места, где нашли Линду. Местная жительница слышала крик и слова: «Прекратите, мне больно». Но все резко оборвалось.
Было и еще одно необычное свидетельство. Художник, который рисовал в парке в тот момент, когда полиция приехала на место преступления, видел странного молодого человека. Он внимательно наблюдал за действиями стражей порядка из кустов. Художник подошел к мужчине и спросил, что происходит. Молодой человек выглядел крайне встревоженным и сказал, что нашли девочку.
Вот только они стояли далеко от места происшествия и невозможно было разглядеть, что конкретно там происходит и кого обнаружили. И это, конечно, показалось странным полицейским. Художник описал того человека точно также, как и предыдущие свидетели – 24-30 лет, белый кудрявые волосы.
Полиция не сомневалась — это был преступник. Но, даже имея в руках подробное описание, найти мужчину было не просто.
А через два дня случилось странное. В полицию пришел 18-летний Питер Вуден и признался, что это сделал он. Юноша жил недалеко от семьи О’Киф и учился в одном классе со старшей сестрой Линды.
Его долго допрашивали, однако через три дня отпустили и сняли все обвинения. В рассказе Питера было слишком много неточностей, а вся информация, которую он представил была в открытом доступе. В результате полиция пришла к выводу, что парень оклеветал себя, чтобы привлечь внимание. Возможно, у него были проблемы с психикой.
И снова тупик. Расследование не могло сдвинуться с места, никакие мероприятия не давали результата.
В поисках преступника
Постепенно дело заглохло. Однако полицейские никогда не забывали о Линде.
Еще в начале расследования, дальновидный криминалист собрал все остатки биологического материала предполагаемого преступника с тела Линды и сохранил их. К сожалению, в то время анализ ДНК еще не проводился.
Только в 2001 году, через 28 лет, полицейские отправили биологический материал в лабораторию, чтобы из него извлекли ДНК. Все получилось. Однако в базе ФБР тогда не нашли совпадений.
Это означало, что преступник либо не привлекался за другие дела, либо попался еще до того, как у подозреваемых начали брать ДНК. Не было в базе и родственных ДНК.
Сделать большее не позволяли технологии начала XXI века.
Как его нашли и кем он оказался?
Криминалистическая наука не стояла на месте все эти годы. Благодаря развитию генетических цифровых технологий, у правосудия появился шанс найти человека, который почти полвека назад отнял жизнь у милой, доброй Линды.
В 2018 году полицейский возобновивший дело Линды О’Киф обратился в компанию под названием «Parabon NanoLabs». Эта компания специализируется на уникальной услуге — основываясь на генетических характеристиках человека эксперты создают максимально точный, фотографический снимок человека. Так в руках полиции оказалось сразу два снимка подозреваемого – как он выглядел в 20 лет и в 60.
Увидев портрет, детективы переглянулись: он оказался очень похожим на тот, который составили 45 лет назад по показаниям живых свидетелей. Но теперь нужно было найти этого мужчину.
И тогда полиция применила нестандартный ход.
Полицейский из Ньюпорт-Бич начал публиковать посты в Твиттере от имени Линды, которая рассказывала о последнем дне своей жизни. Ровно 68 постов, которые пробирали до мурашек.
И вот, в одном из твитов полиция впервые разместила фотографию подозреваемого, полученную с помощью ДНК того самого неизвестного человека.
Стражи порядка задали вопрос от имени Линды, который десятилетиями не давал покоя следователям: скажите мне, как его зовут?
Более 7 000 000 человек посмотрели твиты Линды. Но, несмотря на то, что общественность буквально кипела от негодования, быстрого результата не получилось.
Но полицейские не собирались сдаваться, они снова обратились к технологиям и попросили экспертов сделать портреты возможных родственников подозреваемого. Нечто подобное уже пытались делать в начале нулевых, но тогда технологии еще не были настолько развиты.
При повторном поиске нашелся троюродный брат предполагаемого преступника.
Эксперты стали капать глубже и вскоре в одной из частных баз ДНК, наконец, нашли самого подозреваемого. Самое любопытное, что тот сам когда-то загрузил в онлайн базу генеалогического сайта Family Tree свое ДНК, чтобы иметь возможность найти родственников.
Это было невероятное достижение. Спустя 45 лет, благодаря уникальным технологиям изучения ДНК, семья О’Киф узнала, кто навсегда отобрал у них Линду.
Джеймс Нил — так его звали. Удивительно, что это был человек с огромным стажем преступлений – от краж до нападений. Но еще более невероятно то, что Нил почти всегда отделывался мизерными или условными сроками.
Практически никогда тюрьма не нарушала его планы на жизнь. Он был дважды женат, у него трое детей. Первый раз его супруга была беременна как раз тогда, когда его на свою беду встретила Линда. Он жил всего в 60 км от города семьи О’Киф.
Однако просто узнать имя преступника полицейским было недостаточно. Они не могли опираться только на частную базу генетического древа. Детективы должны были повторно взять ДНК от Нила, чтобы получить неопровержимые доказательства его причастности.
За ним установили слежку, дворники приносили в полицию весь мусор, который забирали у дома преступника. Но все тщетно. Помог случай. Джеймс Нил курил в машине возле своего дома, выбросил окурок, который и подобрали полицейские.
Анализ ДНК полностью подтвердил, что 72-летний белый американец и есть тот самый человек из бирюзового фургона, который подобрал Линду.
Нила взяли под стражу и предъявили обвинения. Конечно, тот все отрицал: никогда не видел Линду, не был в том городе, ничего не знаю о происшествии. Но для полицейских было лишь делом времени собрать все доказательства. И они нашлись, в его компьютере, полицейских документах, показаниях свидетелей девушек, которым посчастливилось вырваться из его лап.
Судебный процесс должен был начаться в 2020 году, но был перенесен из-за пандемии. Нил продолжал настаивать на собственной невиновности, но детективы уже передали дело в суд.
Впрочем, до суда он так и не дожил. Попал в больницу и умер от рака легких. О своем диагнозе ранее не догадывался.
К сожалению, мама и папа не дожили до того дня, когда тайна гибели их дочери была раскрыта. Но сестры Линды были безмерно благодарны полиции. Они рассказали, что мама до конца своей жизни винила себя в том, что не заехала в тот день за дочерью.
Так была поставлена точка в преступлении полувековой давности.