Плисецкую великой балериной называли по праву. Она заслужила все свои почести, и то немыслимое число наград, что получила. Но как всегда бывает в таком случае, за образом «железного» лебедя стояла непростая судьба женщины, которую от проблем с новым режимом спасал супруг.
Удел дочери врага
В 1925 в семье успешного зубного врача родилась внучка Майя. Счастливое семейство имело еврейские корни. Дедушка Майи дал всем десятерым отпрыскам имена по библии.
Мать будущей балерины он назвал Рахиль. В молодости Рахиль успешно начала карьеру актрисы, но потом вышла за Михаила Плисецкого и стала заниматься домом. Отец Майи был советским чиновником.
В 1932 Михаил даже был генеральным консулом, но потом настали репрессии. В те годы в семье Михаила уже были трое наследников. Третий ребенок еще находился в животе у супруги, когда за Михаилом приехал «черный воронок».
Рахиль плакала и цеплялась за супруга, но его, участника Гражданского противостояния, увели и расстреляли. Рахиль долго ничего не знала о судьбе отца собственных детей. А когда на допросах она отказалась доносить на мужа, ее саму посадили. Дали восемь долгих лет лагерей.
Так Майя оказалась на воспитании у своей тетки Суламифи. С одной стороны тетя помогла девочке, кормила и одевала ее. С другой стороны часто ругала, срывалась на ней. Поэтому от тех времен у Плисецкой остались двойственные воспоминания.
Мать вернулась к детям только в 1941 году. Тогда Майя уже всерьез занималась балетом. Кстати, ее брат тоже стал хореографом. Из-за войны всех эвакуировали преимущественно в Свердловск. Но Майя не побоялась бежать из Свердловска обратно в столицу. Несмотря на войну, она продолжила балетные тренировки.
Через два года тяжкого труда у станка балерина оказалась на сцене в Большом. Еще через два года Майю ждала первая партия в «Золушке». В 20 лет Плисецкая заслуженно стала именоваться примой.
Талант великой труженицы был виден невооруженным глазом. Это ожидаемо породило вокруг Майи много интриг. Завистники люто ненавидели балерину за талант и твердый характер. Ей регулярно вставлялись палки в карьерные колеса.
Только высокий уровень амбиций спасал дочь врага народа в минуты нападок и других проблем. Плисецкая шла вперед, стараясь не оглядываться и не смотреть по сторонам. Ее выступления с божественными па и «правильными» руками спасали ее и на время затыкали рты завистников.
Удачное замужество
В период выступлений в Индии Майя умудрилась испортить отношения с агентом КГБ, который сопровождал артистов. С тех пор величественная балерина стала невыездной. Несмотря на все почести, которые ей оказывали, больших денег Плисецкая не видела.
Майя любила одеваться дорого и с шиком, но была ограничена в средствах. Чтобы заработать, балерина выступала в самых захудалых ДК на скрипучих сценах, демонстрируя коронного «Умирающего лебедя».
В 1956 Майя заключила брак с коллегой по фамилии Лиепа. Брак продержался три месяца. За год до замужества Плисецкая на квартире Брик повстречала композитора Щедрина. Тогда между ними что-то промелькнуло, но отношения не продолжились.
Через три года эти двое повстречались снова. И с тех пор они предпочитали не расставаться надолго. Композитор и балерина стали не просто супругами, но и соратниками, а также друзьями.
Щедрин и Плисецкая провели вместе 57 лет. Он имел связи и защищал Майю от нападок врагов. Она его окружала заботой и боготворила. В начале брака Майя прервала беременность из-за работы. Детей она не хотела. Боялась за фигуру.
Щедрин принес в жизнь балерины истинное счастье. Дал ей защиту. С его поддержкой Плисецкая увидела, как ей рукоплещет не только Союз, но и мир. Майя признавалась близким, что муж натерпелся из-за ее непростого характера. Этот же характер регулярно помогал балерине наживать врагов. И все тот же характер сделал ее великой.
В интервью Плисецкая любила повторять, что характер — это и есть судьба. Советовала бороться до конца, чтобы ни происходило. Тогда ни режим, ни враги, ни обстоятельства не смогут сломить человека.
Кстати, брат Майи Александр иногда говорил ее мужу, что за Плесецкую ему пора орден давать. Одна из величайших балерин скончалась в 2015. Перед уходом в иной мир она успела сказать супругу, что любит и обожает его. По завещанию Майи ее прах развеяли над страной.
Стоит знать, что балетную технику Плисецкой ставила сама Агриппина Ваганова. Гениальный педагог выпустила немало хороших танцовщиков, но Майя стала ее особенным проектом.
Судьба Плисецкой — пример того, как человек упорством и трудолюбием, замешанным на капельке таланта, достигает в жизни любой вершины. Здесь и правильно расставленные приоритеты, и умение идти вперед. Все это привело опальную девочку на лучшие сцены самых значительных театров мира.