Актёр и режиссёр учились вместе, но через много лет на пробах к фильму «Мой друг Иван Лапшин» студенческое братство было забыто.
Анатолий Равикович для многих зрителей запомнился Львом Евгеньевичем Хоботовым – одним из главных героев культового фильма «Покровские ворота». Однако талантливый артист участвовал в 124 кинопроектах и сыграл десятки ролей на театральной сцене.
Анатолий Равикович учился в Ленинградском театральном институте с режиссёром Алексеем Германом, снявшим картины «Проверка на дорогах», «Хрусталёв, машину!», «Трудно быть богом». Большинство студентов режиссёрского факультета были вчерашними фронтовиками или имели рабочий стаж.
Недавних школьников было немного, и преподаватели относились к таким студентам с подозрением. Бытует мнение, что режиссёр должен быть зрелым и иметь жизненный опыт, иначе ему нечего будет сказать зрителям.
Таким юным студентом был и Алексей Герман, о котором ходили слухи: принят по знакомству, из-за знаменитого отца – писателя Юрия Германа. Равикович вспоминал, что Алексей был остроумным, весёлым и любил хорошую компанию.
Благодаря успешному отцу Герман не знал нужды в деньгах и не отказывался дать их в долг.
Иногородним студентам, которые жили в общежитии на крохотную стипендию, невозможно было попасть в ситуации, которые описывал Алексей Герман: если у него кончались деньги, он проверял карманы в старых костюмах и находил несколько купюр.
«Я не мог себе представить ни множества костюмов в шкафу, ни завалявшийся в них хотя бы рубль, про который я бы не знал. Но Лёша так искренне радовался, что не приходило в голову ему завидовать», — вспоминал Равикович. Алексей Герман поставил несколько блистательных этюдов и быстро стал лучшим на курсе.
После окончания института жизнь развела актёра и режиссёра, но почти через четверть века Равиковичу пришлось убедиться, что время кардинально меняет людей. В начале восьмидесятых Анатолий работал в Театре имени Ленсовета.
Однажды ему позвонили с «Ленфильма» и сообщили, что проходят пробы к картине «Мой друг Иван Лапшин», и Алексей Герман очень хочет попробовать его на роль журналиста – одну из главных. Равикович с радостью согласился и внимательно изучил сценарий, а в назначенную дату приехал на кинопробы.
Анатолий увидел в гримёрной Николая Губенко, который пробовался на Ивана Лапшина. Они успели пару раз повторить сцену, когда Герман пригласил обоих и расцеловал Равиковича как старого однокашника.
«Начинается съёмка. Я стараюсь, но через некоторое время начинаю замечать, что Леша главным образом занимается Губенко. А я как бы остаюсь в стороне», — рассказывал актёр. Обычно на пробах двух артистов диалог снимается дважды, со спины каждого, чтобы снять лица обоих, а затем ролик монтируется. В этот раз снимали только Губенко.
Анатолий спросил у Германа, почему его снимают со спины, на что тот уверенно ответил: «Ты просто не видишь, камера тебя берёт. Все нормально». Равикович в хорошем настроении поехал домой, но по пути встретил Кирилла Ласкари – брата Андрея Миронова. «Знаешь, Лёша Герман начинает картину? Вчера приезжал Андрей, подписал договор», — рассказал Кирилл.
Анатолий спросил, кого будет играть Миронов. «Герман его уговорил сыграть своего отца. В сценарии он выведен журналистом», — ответил Ласкари.
Анатолий понял, что режиссёр использовал его для подачи реплик Губенко, но предпочёл не попросить помощи, а обмануть.
Даже через много лет Равикович не мог спокойно вспоминать тот день: «Как же он мог? Товарищ, однокашник, сам натерпевшийся и униженный киношным начальством, годами сидевший без работы, как он мог так цинично меня использовать? Ему нужно было попробовать Губенко – и больше ничего. Ему было абсолютно наплевать на меня, мое самолюбие, мое время и мои надежды.
Таковы у нас нравы в кино и в театре – они развращают даже лучших», — с горечью подытожил Равикович в автобиографической книге «Негероический герой».