На фронте генсек полюбил Тамару, к которой его не отпустила жена. На склоне лет встретил Нину, которую от него изолировало Политбюро…
Многие авторы биографий Брежнева пишут, что генсек не любил свою жену Викторию Петровну, называл ее чемоданом без ручки: нести тяжело, а бросить жалко. А она, очень рано выйдя замуж за обаятельного парня, который «нравился всем девчонкам», не мыслила своей жизни без него, терпела неуважение и постоянные романы на стороне.
Фронтовая жена
На фронте у Леонида Ильича был очень серьезный роман с врачом Тамарой Лаверченко, доктором. После победы он не хотел расставаться с любимой женщиной, привез ее в Москву, пришел домой с женщиной по имени Тамара. Он познакомил ее с женой и вышел из квартиры: видимо подумал, что женщины должны побороться за него – без него.
Виктория Петровна и правда начала борьбу. — Я все знаю, не упрекаю ни его, ни вас, — сказала она сопернице. – Но у нас двое детей, пожалуйста, уезжайте. У Тамары детей не было, и даже в те трудные годы она могла позволить себе гордость.
Она сразу же поехала на вокзал и купила билет на первый поезд до своего Киева. Брежнев пустился в погоню. Он нагнал ее через два часа, увещевал, уговаривал. Тамара была непреклонной: — У нас все кончено, я обещала Виктории. Так закончилась эта история.
Виктория поговорила не только с Тамарой. Брежневу она пообещала: если уйдешь, сделаю все, чтобы испортить твою карьеру. Пойду в партком, отберут партбилет – и куда ты пойдешь? Галина Брежнева потом рассказывала: «Шантажом мама сумела сохранить нашу семью».
Прошло время, чувства потускнели. Тамара вышла замуж, переехала в Москву. Они с Брежневым стали добрыми друзьями, и даже иногда ходили друг к другу в гости. Но с Викторией счастливой семейной жизни у генсека не было.
Любимая Нина
Все вспоминают Брежнева как добродушного и веселого человека, но к своим близким он был суров до безжалостности. И, возможно, ему казалось, что любовь – это какая-то прихоть, блажь, что взрослые люди вполне могут обойтись без нее. Когда его дочь Галина Брежнева влюбилась в Игоря Кио и вышла за него замуж, отец велел аннулировать их брак.
Мужем и женой они были всего девять дней. Брежневу казалось: молоденький иллюзионист, на 15 лет моложе его дочери – ну что, в самом деле, за цирк? А что чувствует Галина, ему было совсем не важно.
Понять свою дочь он смог только на закате жизни, когда сам без памяти полюбил медсестру Нину Коровякову. Когда здоровье генсека стало ухудшаться, рядом с его приемной устроили медицинский кабинет, в котором по очереди дежурили три медсестры. Нина была самой красивой, Брежнев очень скоро положил на нее глаз и попросил, чтобы Нина присматривала за ним не только на работе, но и на отдыхе.
Потом он признался близким людям: Нина похожа на Тамару в молодости. Судьба как будто сделала ему подарок, вернула любовь! Жену он по-прежнему не любил, домой идти ему никогда не хотелось. Не могли они вместе. Виктория всю жизнь была замкнутой, молчаливой, Леонид Ильич и в старости оставался весельчаком.
Весь свой пыл он обрушил на новую возлюбленную. Помог ей получить квартиру в доме управления делами ЦК КПСС, ее мужа, майора, сделал генералом. У Брежнева менялось лицо, когда он видел Нину. Она стала его последним счастьем.
По слухам, товарищи из политбюро были обеспокоены близостью Нины к Брежневу. Дошло до того, что она стала помогать ему в государственных делах, вслух зачитывала секретные документы. В 1976 году ее решили отстранить от генсека. Нине сообщили: вы переходите на другую работу. Леонид Ильич не понимал причину случившегося и ужасно мучился.
Сначала он часто спрашивал про Нину, потом все понял и как-то на глазах постарел, сник, как будто из него выкачали весь воздух. Галина вспоминала: «Я впервые видела, чтобы отец страдал из-за расставания с женщиной». Конечно, жить без любви можно. Но — зачем?