Германия в первом проигрыше в первой крупной войне 20 века потерпела оглушительное поражение. Ее территории были отторгнуты, самолюбие немцев было принижено до предела. В дальнейшем на этом и сыграл Гитлер, толкнувший страну в агонию Второй мировой.
Но задолго до этих событий немецкий канцлер Бисмарк совершил огромную политическую ошибку, которая запустила цепочку событий, вылившихся в две масштабные войны.
До эрцгерцога Фердинанда
Общеизвестно, что толчком к Первой мировой послужило устранение эрцгерцога Фердинанда с его супругой. Страшные боевые действия тогда начались в 1914, но задолго до этого момента канцлер Пруссии принял неверное решение. И пришел к нему великий дипломат сложным путем.
После изгнания Наполеона Третьего Пруссия получила шанс на объединение всех немецких земель. Так был провозглашен Второй Рейх. И Бисмарк жаждал не новых колоний, а полного разгрома французов.
Германия тогда в лице канцлера планировала стать гегемоном Европы. Оставалось убедиться, что в этот грандиозный план не вмешаются третьи государства. Вильгельм Первый всецело доверял Отто Бисмарку всю внешнюю политику страны. Он говорил, что лучше «железного» канцлера с этим никто не справится.
Для изоляции Франции был придуман и заключен пресловутый союз «Трех императоров». В него вошли Пруссия с Австро-Венгрией, а также Россия. Александр Второй подписался под союзом, чтобы освободить от османов христиан-славян на Балканах.
Итоги Крымских битв были неутешительными. В сторону Балкан посматривала Австро-Венгрия. По этой причине Россия не позволила Пруссия повторить разгром Франции, хотя русские и состояли в вышеуказанном союзе.
Тупиковый союз
В боях с Турцией Россия опиралась на своих союзников: австрийцев и немцев. Войну с Портой русские выиграли и принудили османов к невыгодному для них договору о мире.
Так появилось союзное Болгарское государство. Русские получили свой выход к Средиземному морю. При этом пришлось попросить Австро-Венгрию подвинуться и забыть о Средиземноморье.
В Вене обиделись и созвали Берлинский конгресс. Ведь союз «Трех императоров» не принес австрийцам желаемого, а лишь ухудшил положение. Территориальные споры между Австро-Венгрией и Россией могла урегулировать только Пруссия. От Бисмарка зависело, кто на политической арене будет главным.
Балканский вопрос немецкие интересы не затрагивал, поэтому последнее слово было за Германией. Дружбу с русскими канцлер желал продолжать, но австрийцы были ближайшими соседями.
Канцлер не спал ночь перед конгрессом. Он мерил шагами дом и много думал. Итогом размышлений «железного» немца стала полная поддержка Вены. Еще Бисмарку удалось перетянуть на свою сторону англичан.
Сан-Стефанский мир пересмотрели, русских послов фактически изолировали от принятия решений. Дипломаты вернулись из Берлина в Россию взбешенными. Для Горчакова конгресс стал темной страницей службы.
В России все поняли, что выиграли битву, но заслуженный мир проиграли. А Пруссия заключила спешный союз с австрийцами. Этого следовало ожидать. Затем к этому союзу присоединилась Италия. Образовался новый тройственный альянс.
В объятиях Франции
Бисмарк не оставил русским выбора. Российская империя взяла курс на сближение с французами. Так появилась Антанта.
Выбранный Отто Бисмарком курс, оказался впоследствии несменяемым. Он определил войну немцев на два фронта через много лет. Ошибка канцлера привела к тому, что после всего пережитого страны стали не ближе к миру, а дальше от него.
Когда Вильгельм Второй потерял трон и жил в изгнании, он писал мемуары. В них внук предыдущего кайзера указывал, что считал решение Бисмарка непростительной ошибкой на конгрессе. Союз с Веной опорочил немецкий народ перед русскими. Фактически превратил два народа в заклятых врагов.
Вильгельм писал, что у русских были на Востоке вполне справедливые интересы. Перед 1914 годом один генерал из России тайно общался с кайзером. Он говорил, что проклятый конгресс порушил отношения двух держав.
Последствия тяжелого конгресса стали катастрофическими. Вместе с французами русские военные пришли к ненужной войне, которая стоила стране династии. Сам Вильгельм Второй был очевидцем всех вышеуказанных событий. Изгнанник дожил до Второй мировой. Скончался за несколько дней до нападения Германии на Союз.
Формальный триумф канцлера на конгрессе отрубил немцам путь к развитию и процветанию. До 1900 немецкий народ переживал расцвет своей страны. После конгресса начался путь к краю бездны. Как такой сильный политик как Бисмарк мог так просчитаться? На что дипломат рассчитывал в итоге? Канцлер отобрал у русских часть победы. И думал, что они это проглотят, и ответа не последует?