Почему советскую королеву льда не выпускали за границу: Шведская любовь, муж-преступник и трагическая судьба

Имя фигуристки Инги Артамоновой вряд ли на слуху у сегодняшних спортивных болельщиков. Пожалуй, лишь спортивные историки вспомнят выдающуюся конькобежку, рекорд которой не побит до сих пор. Она четырежды становилась чемпионкой мира, но так и не дожила до Олимпиады. В возрасте 29 лет ее убил собственный муж, вонзив нож прямо в сердце.

Война, голод и туберкулез

Инга росла обычным ребенком войны — детство ее было тяжёлым и голодным. Война пришла, когда девочке не было и пяти. В тяжелых бытовых условиях Инга постоянно болела, а очередной приход врача стал громом среди ясного неба — у девочки диагностировали туберкулёз.

Доктор готовил семью к худшему: в обстоятельствах военного времени вылечить такой недуг было маловероятно. К счастью, обострялась болезнь у Инги нечасто, а с окончанием войны и вовсе отступила. Жизнь стала комфортнее. Мама работала на пароходе за хорошие деньги, правда, воспитание пришлось поручить бабушке. Инга была любимой внучкой, так что вниманием ее не обделяли.

Окна дома Артамоновых выходили на спортивный стадион «Динамо», где Инга любила пропадать на катке. Но когда встал вопрос о выборе вида спорта для серьезных занятий, родня остановилась на академической гребле. Именно эта физнагрузка развивала грудную клетку девочки, помогая в борьбе с туберкулёзом. И результаты не заставили себя ждать.

К совершеннолетию Инга не просто распрощалась с болезнью, выполнила нормативы мастера спорта, но и вошла в число претенденток в сборную СССР. Однако к гребле Артамонова по-настоящему так и не привязалась – тяга к фигурному катанию оказалась сильнее.

Старты на льду и финский фурор

Окончательно решив, что гребля – это не ее, Инга пришла к тренеру по гребле прощаться. Тот стал убеждать ее, что будущего в конькобежном спорте у нее нет из-за высокого роста. Но Артамонова была настойчива. Поначалу больших успехов на льду не наблюдалось.

На всесоюзном первенстве в 1955-м спортсменке досталось лишь 21 место, но в дальнейшем усердные тренировки сделали свое дело. Уже в следующем сезоне она стала абсолютной чемпионкой СССР, установив новый мировой рекорд. Конкуренция в сборной Союза была огромной, и в команду Инга не попала.

По-настоящему ею заинтересовались лишь в 1957-м. На первом же чемпионате мира в Иматре Артамонова завоевала лавровый венок победительницы. Она настолько покорила зрителей, что после завершения соревнования они подхватили ее на руки, а чемпионский венок разобрали на сувениры. Через год в шведском городе Кристинехамн на ледовом форуме Инга снова выиграла чемпионский титул.

Невероятные рекорды и роковая любовь

А ещё чемпионка привезла из Швеции первое серьёзное чувство влюблённости, впоследствии ставшее для неё роковым. На выездном турнире Инга познакомилась с успешным молодым шведом Бенгтом из оргкомитета. В городе Бурленге, где он жил, советская сборная участвовала в показательных выступлениях после чемпионата. Тогда между молодыми людьми и завязался яркий роман.

В один из вечеров накануне возвращения в Москву Инги недосчитались в ходе организованного посещения кинотеатра. В гостиницу она вернулась лишь под утро, сознавшись, что ухажер всю ночь катал ее по городу. Такое поведение в 1950-е не считалось приемлемым.

На родине спортсменку ждало неприятное разбирательство. Остаться в спортивном строю ей помогли только достигнутая к тому моменту всемирная известность, невиданная популярность в стране и титулы чемпионки мира. Но наказание в виде запрета на выезд заграницу в течение двух лет все же последовало. По этой причине Артамонова не смогла участвовать в зимней Олимпиаде-60.

Троекратно была сокращена и ее месячная зарплата, начались проверки по линии КГБ. За спортсменкой была установлена слежка, и ей настоятельно порекомендовали прекратить любые контакты с Бенгтом. Непросто шел и старт нового олимпийского цикла – из-за давних проблем с лёгкими спортсменка с натяжкой выступала на высокогорных катках.

Но в силу боевого характера Артамонова не отступила перед трудностями. Уже в 1962-м Инга в третий раз завоевала титул абсолютной чемпионки мира, обновив целый ряд установленных мировых рекордов. В 1963 году Артамонова попала в больницу с язвой желудка.

Спортивные аналитики было решили, что на ней можно ставить крест. Но не тут-то было. На чемпионате мира в 1964 году Инга взяла серебро, а в чемпионате СССР выиграла у непобедимой на тот момент Лидии Скобликовой. Спустя еще год Артамонова была уже недосягаемой для всех соперниц мира.

В финском Оулу она блистательно обыграла голландку, кореянку и свою приятельницу Валентину Стенину, потрясая своими результатами спортивный мир. За всю историю Инга Артамонова впервые стала абсолютной четырехкратной чемпионкой мира, 10-кратной чемпионкой мира на отдельных дистанциях и пятикратной чемпионкой СССР.

Несчастный брак и смерть от руки мужа

В 1959-м Артамонова вышла замуж за спортсмена Геннадия Воронина, что для ее окружения стало шоком. Геннадий слыл в обществе жестоким и ревнивым мужчиной. Они были абсолютно разными людьми с противоположными идеалами.

Так что брак этот выглядел для всех весьма загадочно. Чем больших достижений добивалась Инга, тем чаще супруг поднимал на неё руку, самоутверждаясь на фоне собственных неудач. Воронин умел наносить удары так, чтобы не оставалось гематом. Поэтому друзья и близкие долго ни о чем не догадывались, а Инга не выносила сор из избы.

Наконец спортсменка не выдержала и решилась на развод. В Спорткомитете ее настойчиво отговаривали, считая это неприемлемой моделью поведения для спортсменки такого уровня. Но она оставалась настойчивой, не желая терпеть дальше. Супруги подали иск на развод, и Инга переехала жить к матери. Туда и явился пьяный Воронин после празднования нового 1966 года.

Прямо на глазах семьи вчерашний супруг вонзил в Артамонову нож. Спасти Ингу не удалось, на момент приезда скорой она умерла. Срок Воронин получил скромный – 10 лет тюремного заключения, из которых отсидел он только полтора. Следующие три он провел в Нижегородской области на поселении, после чего благополучно вернулся в Москву.

Оцените статью
Почему советскую королеву льда не выпускали за границу: Шведская любовь, муж-преступник и трагическая судьба
«Бархатный» князь для императрицы