Галина Уланова не блистала красотой, но успешные солидные мужчины теряли головы и уходили из семей: так им хотелось быть рядом с этой потрясающей женщиной. В чем же заключался её секрет? Попробуем разобраться.
Мама Галины Улановой была профессиональной балериной. В одном из спектаклей она танцевала партию Феи Сирени, и маленькая Галя, увидев ее на сцене, радостно закричала из зала: «Это моя мама!».
Впрочем, сама она танцевать вовсе не стремилась: гораздо интереснее было играть и соревноваться с мальчишками во дворе, лазить по деревьям, бегать наперегонки. Одно время Галя даже мечтала стать моряком.
«Балет не люблю»
Но мечты остались мечтами. Когда ей исполнилось 9 лет, родители показали ее педагогам балетной школы. Те пришли в восторг: такие данные! И Галина, вздохнув, взялась за дело. Она все привыкла делать основательно и на совесть. Так же отнеслась и к учебе. Надо — значит, надо.
Позднее, когда в одном из интервью знаменитая Уланова проронила: «Не могу сказать, что я люблю балет…», — для многих поклонников это стало неожиданностью. Ну да, поначалу особой любви к танцу не было: старательная девочка просто занималась столько, сколько было нужно. Голодно, холодно? Ну что ж — первые годы после революции так было везде.
Иной раз и в шубах приходилось к станку становиться. Зато ее педагогом была сама Агриппина Ваганова. А еще в училище кормили.
Из Ленинграда — в Москву
К 18 годам она стала настоящей балериной, ее приняли в труппу ленинградского Театра оперы и балета. Публику Уланова покорила с первого выступления. Она была примой, звездой, ей устраивали овации. А через 16 лет ее перевели приказом министерства в Большой театр Москвы.
Пришлось перебраться в 1944-м в столицу. Впрочем, Галина Уланова до конца дней оставалась настоящей ленинградкой и продолжала трепетно любить родной город.
Талантливая актриса
Она была не просто талантливой танцовщицей — настоящей драматической актрисой: могла несколькими движениями рассказать о тончайших порывах души, о переживаниях, которых не было в либретто. Зрители порой не могли сдержать слез, так их трогали выступления Улановой. Овации после спектакля стали для нее привычными. Шли годы, а она продолжала блистать и покорять, оставаясь непревзойденной звездой.
Главнее королевы!
Когда Уланова приехала на гастроли в Англию, ей было уже 45 лет — по балетным меркам, глубокая пенсия. Но никому и в голову не приходило уточнять ее возраст: сдержанная и чопорная британская публика устроила давку в очереди за билетами. Джульетта и Жизель сразили зрителей наповал: это был не просто успех, это был экстаз. На один из спектаклей пожаловала королева Елизавета.
Согласно протоколу, зрители приветствовали свою королеву стоя, в тишине. Но после окончания спектакля соблюсти протокол не получилось: восторженные зрители толпились перед сценой, овации великой Улановой продолжались полчаса. На королеву никто не обращал внимания. Пришлось ей покинуть зал незамеченной.
Талант делал её красивой и желанной
Всю свою жизнь Галина Уланова сводила с ума мужчин. При этом она совсем не считала себя красавицей. И даже говорила, что довольна своей неброской внешностью: мол, для артистки это идеально, потому что при помощи грима можно «нарисовать» лицо для самых разных героинь. И все же на мужчин ее талант действовал магнетически. Увидев ее на сцене, многие буквально теряли головы и совершали безумства.
Ради Улановой известный режиссер Юрий Завадский бросил жену — не менее известную актрису Веру Марецкую, настоящую звезду советского кино. Иван Берсенев, актер и режиссер, влюбленный в балерину, ушел от актрисы Софьи Гиацинтовой.
Еще одной «жертвой» волшебного таланта Улановой стал Вадим Рындин, главный художник московского Большого театра, — он оставил семью, чтобы быть рядом с гениальной балериной, и горячо ревновал ее. Это льстило Улановой, которой в то время давно уже перевалило за сорок.
С Иваном Берсеневым, который был намного старше Галины Петровны, она прожила два года. Потом он скончался, и Уланова горько оплакивала его: он успел стать для нее родным человеком. С другими своими поклонниками она неизменно расставалась спустя какое-то время. Нет, не было никаких ссор и скандалов, все гораздо проще.
Как объясняла сама балерина: «Наверное, я просто по характеру не домашний человек, вот семьи и не получилось. Все мои мужья были люди творческие, талантливые, очень интересные. Они многое мне дали, многому научили. Я их с признательностью вспоминаю». Ни одного плохого слова в адрес мужчин она не говорила.
Заменила дочку
Так получилось, что в последние годы своей жизни великая балерина привязалась к журналистке «Комсомольской правды» Татьяне Агафоновой. Она относилась к Татьяне, как к дочери, тем более, что своих детей у нее не было. И для Татьяны легендарная балерина стала родным и близким человеком.
Журналистка ушла с работы, чтобы постоянно находиться рядом с Галиной Петровной, стала ее помощницей по дому и личным секретарем, готовила для нее еду, следила за порядком, а главное — поддерживала балерину, стала ее наперсницей и компаньонкой. Они даже жили вместе — обменяли свои квартиры на одну просторную, четырехкомнатную.
Только вот Татьяна, которая была почти на 20 лет моложе, умерла первой — от рака. Уланова очень горевала, долго оплакивала эту потерю. И больше уже никого не подпускала к себе в качестве друзей. Так и доживала одна — на овощах и простых бутербродах, ведь она практически не умела готовить, а от помощи отказывалась. В 89 лет балерина скончалась — в одиночестве.