Ачхут: почему в Индии до сих пор живут кастами?

Индийское общество может выглядеть весьма парадоксально в глазах представителей других цивилизаций.

Несмотря на стремительное развитие, в нем сохраняется то, что в большинстве стран считается пережитком далекого прошлого — кастовое деление.

И если подобная сегрегация по происхождению была свойственна в той или иной степени всем культурам, то наличие в Индии неприкасаемых и отношение к ним не перестают удивлять иностранцев.

Эти люди существуют вне каст или варн. Они считаются ниже самой низкой социальной лестницы.

И с наличием этой традиции в современной Индии не могут справиться ни закон, ни просвещение, ни современные технологии.

Страна, которую называют одним из самых крупных производителей программных продуктов и IT-чудом рубежа XX и XXI веков, отвергает 16% своего населения и ставит их вне рамок закона, культуры и цивилизации.

Таких людей здесь называют ачхут — неприкасаемые. К ним буквально нельзя притрагиваться. В разных районах в ходу и другие термины. Например — далиты.

Почему в Индии сохраняются предрассудки, связанные с кастовым делением?

Как живется ачхутам или далитам в этой стране?

Практика и теория отвержения

Нечто подобное кастам встречалось в разные исторические периоды в большинстве цивилизаций.

Наличие же неприкасаемых — индийский феномен.

Ачхут или далитами в Индии считают людей, занимающихся грязными видами труда. Причем нечистыми именно по местным поверьям. Кроме мусорщиков и чистильщиков канализации ачхут считают кузнецов, прачек, мясников, рыбаков, парикмахеров и представителей иных вполне уважаемых в других странах занятий.

Положение неприкасаемых в Индии несопоставимо с рабами в истории других стран.

С несвободными хозяева могли разговаривать. Неприкасаемый не может даже здороваться с представителями других варн. Исключение делается только для парикмахеров.

Рабы могли иметь шанс стать свободными. Ачхут — пожизненный статус, который они передают детям.

Ачхут не могут зайти в дома высших варн. Им запрещено находиться с ними в одном помещении за исключением случаев выполнения профессиональных обязанностей.

Есть две версии появления ачхут или далитов:

  1. Согласно одной ими становились завоеванные большинством и порабощенные им малые народы.
  2. По другой — табу было вызвано высоким уровнем заболеваний среди представителей профессий, связанных с мусором, грязным бельем или обслуживанием множества людей.

Без их услуг в обществе обойтись было невозможно. Но ачхут изолировали от других варн.

Пальцем нельзя, а кулаком?

Даже в маленьких поселениях ачхутов вынуждают жить изолировано — на окраине или в замкнутом районе типа гетто.

Действует странная логика.

Прикоснуться к ачхут, пустить его в дом или есть рядом в кафе — табу.

А вот насилие над неприкасаемыми и половые контакты грязными не считаются.

Поэтому ачхуты — отверженные, но это не защищает их от расправ.

Закон в Индии строго запрещает сегрегацию по происхождению.

Но в быту он практически не действует.

Страшный круг

Общины ачхут часто оторваны от образования и здравоохранения. Ведь чтобы учить и лечить — надо самому закончить учебное заведение. Высшие варны не станут преподавать здесь и стремятся не допустить ачхут в общие группы студентов.

Туристы думают, что их это не касается. Но местные и на иностранцев накладывают свои представления о принадлежности к чистым или нечистым.

Психология неприкасаемости

Большинство ачхут за века смирились со своей долей.

Некоторые ищут утешения в других религиях. Ведь в индуизме им нельзя посещать храмы.

Переходя в буддизм, ислам или христианство, ачхут хотя бы психологически чувствуют себя легче.

Оцените статью
Ачхут: почему в Индии до сих пор живут кастами?
Кровь на простыне