Экранизация романа Теодора Драйзера «Американская трагедия» вышла на экраны в 1981 году и 20-летняя студентка ЛГИТМиКа Анна Алексахина получила широкую известность и узнаваемость во всём СССР.
Роль богатой наследницы, хрупкой и нежной красавицы Сондры Финчли, стала, пожалуй, самой главной и важной в жизни актрисы – именно по этому образу её узнали и помнят несколько поколений зрителей разных стран и республик.
Анна родилась и выросла в Ленинграде в интеллигентной семье, отец был эстрадным артистом и режиссёром, мать – филолог, кандидат наук, работала старшим библиографом в Публичной библиотеке.
Родители развелись, когда девочка была совсем маленькой, но оба принимали активное участие в её воспитании и становлении, благодаря папе Аня с малых лет приобщалась к искусству и творчеству, мама привила ей любовь к литературе и иностранным языкам, водила по театрам, выбирая самые лучшие спектакли и детские постановки.
На съёмочной площадке Аня впервые появилась в 7 лет, снялась в нескольких сериях киноальманахов «Мальчишки» и «Волшебная сила», в 10 лет сыграла Мышку, сестру Динки в детском фильме «Найди меня, Лёня!» экранизации повести Осеевой «Динка». А в 12 получила главную роль в социальной драме «Открытая книга», появилась в образе дочери Чешкова в картине «Здесь наш дом».
Сама она была в восторге от съёмок и собственной значимости, а вот мама не приветствовала увлечение дочери кинематографом, с трудом давала своё согласие на её участие в проектах, постоянно повторяя, что учёба важнее, а Аня уже порядком отстала от школьной программы.
Поэтому следующие 5 лет Алексахина усердно училась в 171 гимназии с углублённым изучением французского языка, а в выпускном классе её вновь пригласили на роль Тоськи в киноповесть «Фотографии на стене».
Девушка так соскучилась по съёмкам, что не могла отказать, но этот фильм дался ей очень тяжело, именно во время этой работы она слегка охладела к кино. Картину снимали по большей части в Одессе, приходилось часто летать туда-обратно, а на носу экзамены, к тому же Анна по натуре была перфекционисткой, хотела, чтобы везде было хорошо. И стала тяготиться кино.
Окончив гимназию она, не слушая возражений мамы, которая мечтала, что Анна станет заниматься языками, поступила в ЛГИТМиК, так как хотела стать в первую очередь театральной актрисой. Она училась на курсе Игоря Владимирова, тогдашнего главрежа театра им. Ленсовета, после получения диплома вошла в труппу своего учителя, и вскоре стала там ведущей актрисой.
До сих пор Алексахина верна этой сцене, она человек консервативный, но желание уйти у неё однажды было, Анна даже ходила показываться в БДТ и её приняли. Не ушла только потому, что как раз тогда они стали репетировать спектакль «Интимная жизнь», а он, хоть и считается антрепризным, участвуют в нём одни ленсоветовцы. И она осталась.
Во время обучения в институте Анна продолжила сниматься в кино, теперь она не тяготилась съёмками, делала это с радостью, ведь участие в фильмах было практикой, естественным продолжением учёбы.
Получив роль Сондры Финчли в «Американской трагедии» она с удовольствием отправилась в киноэкспедицию в Вильнюс – фильм снимала Литовская киностудия, но Алексахину уже не пугали ни переезды, ни дальние расстояния.
А потом в стране началась перестройка, кинематограф постепенно приходил в упадок, до наступления нового века актриса снялась от силы в 6-8 фильмах, радуясь лишь тому, что театр каким-то чудом ещё остаётся на плаву.
«Пик мой актёрский пришёлся на тот момент, когда кино не было. Я и мои сверстники в этом отношении – потерянное поколение, мы пролетели. С 25-30 моих лет в кино был такой завал, распад. Благо был театр, который меня и моих коллег подстраховывал» — рассказывала Анна Яковлевна.
С началом нулевых она стала сниматься достаточно часто, преимущественно в сериалах, которые кинематограф выпускал как горячие пирожки, и хоть относилась Алексахина к данному виду творчества скорее негативно, выбирать не приходилось.
«К сериалам отношусь очень плохо, но, когда нечего есть, снимаюсь. У меня был кошмарный опыт. Снимаясь в одном сериале и видя, как мутирует моя героиня, я мечтала только об одном, чтобы этот сериал поскорее накрылся. И в итоге он накрылся» — признавалась она.
Впрочем, были у неё и хорошие работы, а зрители настолько полюбили эту актрису, что всегда рады видеть её в любых, даже совсем крошечных и непрезентабельных ролях.
Можно отметить великолепно созданные Анной образы в лентах «Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны», «Дом образцового содержания», «Бывшая жена», «Горюнов», «Мама будет против!», «Шаг к счастью», «Старые кадры», «Бабки», и многих других.
Ну а питерские театралы нередко идут в театр им. Ленсовета только затем, чтобы полюбоваться необыкновенной игрой Алексахиной, выразить ей свои симпатии и признание.
За многолетнюю и плодотворную работу в театре и кинематографе Анна Яковлевна становилась лауреатом различных престижных премий, в 1999 году была удостоена почётного звания Заслуженной артистки РФ, в 2008-м получила Народную. Впрочем, сама актриса большого значения этому не придаёт, говорит, что звание Народной помогает ей только в одном случае – когда её заливают, и она идёт с претензиями в ЖЭК.
«К сожалению, в нас всё ещё сидит советский менталитет: раз положено – надо иметь. Хотя за эти звания уже давно ни льгот нет, ни прибавок, ничего. Басилашвили мне сказал, когда я Заслуженную получила, мол, всё, теперь ты можешь плохо играть. Зритель всё равно прочитает: Заслуженная. Решит: наверное, она по определению хорошо играет» — рассказывала актриса.
Кстати, работы только в театре и кино Алексахиной показалось мало, и она решила попробовать себя ещё и в педагогической деятельности. С юности она стремилась всё делать хорошо, прикладывая максимум усилий ко всему, за что бралась, поэтому устроившись преподавать актёрское мастерство в Институт кино и телевидения она добилась потрясающих успехов.
Студенты и выпускники «Мастерской А.Я Алексахиной» дают спектакли, концерты, показывают музыкально-речевые зарисовки не только на сцене Учебного театра, но и Городского, Ленсовета, Музыкальной Комедии, и других, а сами ребята называют себя «алексахинцы».
Свою личную жизнь Анна Яковлевна не скрывает, но и напоказ не выставляет, замуж она вышла один раз и на всю жизнь, уже больше 35 лет счастливо и дружно живёт с артистом театра Комедии им. Акимова Александром Васильевым.
Дочь у супругов тоже одна-единственная, Екатерина Васильева, она решила пойти по их стопам, и тоже стала актрисой, окончила мастерскую Сергея Женовача и сейчас работает в его «Студии театрального искусства».
«Мы с мужем очень не хотели, чтобы Катя пошла по нашим стопам и стала актрисой. Очень этому сопротивлялись: не пускали, не разрешали, не водили в театр. Она закончила французскую гимназию и сдала экзамен, французский. Мы думали, что она вообще у нас будет учиться в Сорбонне. Но она решила по-своему. Решила поступать в театральный.
Более того, она не захотела тут. Она сказала: не хочу поступать в Питере, т.к. все будут говорить, что я ваша дочка. И вот в 17 лет она отправилась в Москву. Одна. Для меня это был очень тяжёлый момент, Катя домашняя девочка, никогда не жила одна…
Она просто села в поезд, потом встала в тысячную толпу, а фамилия её Васильева, Катя Васильева, коих миллион, и – поступила в три вуза» — признавалась Анна Яковлевна.
Сейчас Анна Алексахина продолжает заниматься профессиональной деятельностью, у неё и в мыслях нет уйти на пенсию и сидеть дома, наоборот – она мечтает как можно дольше быть нужной родному театру, кинематографу, любимым ученикам.
Также она хочет, чтобы театр всегда был нужен зрителю, чтобы у него всегда была возможность ходить на спектакли, чтобы опять не наступило время, когда люди просто не могли себе этого позволить.