Анна Герман. Любовь, как песня

Тонкие черты лица, большие глаза, открытая улыбка, нежнейший голос — выросшие в СССР до сих пор помнят Анну Герман, любят и поют её песни. Но мало кто знает, какой непростой была судьба артистки.

Анна Герман родилась в СССР, в семье этнических немцев. Мать — учительница, потомок голландских переселенцев в Германию, отец — бухгалтер с немецко-русскими корнями. Отца репрессировали и расстреляли в 1938 году.

В начале войны мать Анны еще раз вышла замуж — за польского офицера, он погиб через год в боях. Но этот брак после войны дал семье возможность уехать в Польшу, где Анна закончила лицей и поступила учиться в университет на геолога. Уже в то время она пела в самодеятельности.

Знакомство Анны Герман с мужем

Однажды летом, когда Анна лежала на пляже и читала книгу, к ней подошел стеснительный молодой человек и попросил присмотреть за его вещами. Збигнев объяснил, что он научный работник и приехал в ее город в командировку. Сегодня уезжает, а до отхода поезда еще много времени, и вот он хотел бы искупаться… Только чемодан и одежду боится оставить без присмотра. Анна охотно согласилась помочь.

«Было в ее взгляде что-то такое, что не давало сомневаться в честности и искренности», — позже вспоминал в интервью Збигнев Тухольский. В первую же встречу его покорил голос Анны: «У нее был потрясающий голос, такой проникновенный, затрагивающий все струны души.

И в то же время чувствовалась такая беззащитность, что мне тут же захотелось быть рядом с ней, чтобы при случае защитить от жизненных невзгод».

Молодые люди решили обменяться фотографиями и поддерживать связь. Збигнев взял с Анны слово, что она пригласит его на ближайший возможный концерт. Анна слово сдержала: скоро Збигнев мчался за триста километров от столицы послушать ее пение. Так начался этот роман — как оказалось, на всю жизнь.

Признание

Через четыре года на музыкальном фестивале «Сопот» Анна стала победительницей с песней «Танцующие Эвридики». Вскоре после этого она, вместе с другими участниками фестиваля, была приглашена в СССР для записи сборника. Во время работы над сборником Герман решилась показать другие свои песни — и ей немедленно предложили записать сольную пластинку.

В СССР она мгновенно стала звездой. Нежный, «хрустальный» голос, теплая манера исполнения трогали людей за живое. Анне писали песни многие отечественные авторы. До сих мы поем «Надежду», «Один лишь раз сады цветут», «Гори, гори, моя звезда», «Эхо любви».

Поклонников у красивой женщины, поющей о любви, было немало, письма приходили со всего Советского Союза. Но Анна была верна любимому и лучшему другу — Збигневу. Он был ее опорой во всем, поддерживал, утешал, разделял ее увлечения.

Влюбленные были вместе уже двенадцать лет, но до сих пор не оформили отношения. «Нам было некогда, оба много работали. К тому же каждому из нас казалось, что штамп в паспорте не меняет ничего…» И все-таки они стали мужем и женой официально. Страшная катастрофа заставила по-новому взглянуть на их союз.

Катастрофа

Летом 1967 года Анна Герман была в зените славы. Ее взялся, как теперь сказали бы, «раскручивать» энергичный итальянский продюсер. Он всерьез решил сделать из певицы «соцлагеря» большую мировую звезду.

Фотографии Герман появлялись на обложках главных европейских журналов, она давала много интервью, участвовала в съемках шоу и модных показах, концерты следовали один за другим, Анна не успевала отдохнуть.

В ту ночь она возвращалась в миланскую гостиницу после концерта. За рулем «Фиата» сидел ее аккомпаниатор Ренато. Оба были уставшие, но Ренато настоял, чтобы они все-таки вернулись в Милан. На середине пути машина Ренато на полной скорости врезалась в бетонное ограждение дороги.

Водитель проезжающего мимо грузовика обнаружил Ренато возле искореженной машины спустя несколько часов после аварии. Когда мужчина очнулся в больнице, он сказал, что был не один. Только тогда, то есть спустя еще несколько часов, начались поиски Анны.

Ее отбросило на несколько метров от места аварии. Двенадцать дней Анна не приходила в себя. Она была сильно искалечена, врачи насчитали почти пятьдесят переломов. Ее маме и Збигневу выдали визы в Италию мгновенно: все были уверены, что дни певицы сочтены, и родственники должны успеть попрощаться.

День и ночь дежурил Збигнев у постели любимой, закованной в гипс с ног до головы. Здесь же сделал ей предложение, когда Анна, наконец, очнулась.

Возвращение и любовь

Дома в Польше, куда Збигнев вскоре увез Анну, она несколько лет занималась тяжелейшей реабилитацией. По ночам Збигнев увозил ее на берег Вислы: там, вдалеке от посторонних глаз, Анна заново училась ходить. По воспоминаниям Збигнева, страшнее всего были не физические испытания: Анне предстояло преодолеть психологический шок после аварии.

С музыкой пришлось расстаться почти на пять лет. Все это время Анну поддерживали письма верных почитателей. На радио часто звучали ее песни, которые люди просили поставить в знак поддержки. Слушатели в СССР восприняли трагедию Анны Герман близко к сердцу.

Они писали теплые слова поддержки, уверяли, что все будет хорошо и они обязательно еще услышат Анну на сцене. Эти письма и телеграммы, которые ей читали мама и муж, поднимали настроение, заставляли бороться за возвращение на эстраду с удвоенной силой.

Заботясь о любимой, Збышек, как ласково называла его Анна, решил купить пианино. Однажды она проснулась от шума — это рабочие втаскивали в прихожую инструмент. «Збышек, сколько же в тебе доброты! Ты лучше всех знаешь, что мне нужно!»

Когда она оправилась после аварии, они, наконец, поженились. В маленьком городке, куда Герман поехала на очередной курс реабилитации, они решили расписаться тихо, без свидетелей. И так бы и сделали, если бы случайно не встретили на улице своих друзей. С ними и отметили свадьбу в маленькой польской корчме.

Ожидание встречи — сын Анны Герман

В 1970 году состоялось триумфальное возвращение Анны Герман на сцену. А вскоре она узнала, что у них с мужем будет ребенок. Врачи отговаривали рожать: «преклонный» возраст (39 лет!) и последствия страшной аварии, пугали, что она может умереть. Но Анна слушала только себя.

Родился сын, которого Герман назвала в честь его отца — Збигневом. В благодарность за его любовь, доброту и поддержку. За то, что никогда не ревновал, даже если поклонники вели себя агрессивно. За то, что на первое место в жизни поставил семью. За то пианино, купленное в самый важный момент.

Анна Герман переживала вторую волну популярности. Наслаждалась семейным счастьем с мужем и сыном. «Это был самый счастливый период в нашей жизни! — вспоминает Збышек Тухольский. — Мальчик радовал нас. Аня была здорова. Я любил, когда она устраивала домашние концерты. Она была отличной хозяйкой, прекрасно готовила…»

И вдруг страшный приговор — рак. Анна Герман умерла, когда ей было 46 лет. Перед смертью успела обвенчаться с мужем. Збигнев Тухольский всю жизнь прожил в доме, который так любила Анна. Больше не женился, хотя и жалел об этом — считал, что женское влияние могло быть полезным в воспитании сына.

Младший Збышек вырос высоким и красивым мужчиной, но замкнутым, семьи не создал. Все свои деньги он вкладывает в необычное увлечение — ремонт старых паровозов. Мать Анны Герман дожила почти до ста лет, до самого конца за ней ухаживал зять.

По словам журналистов, которые встречались со Збигневом Тухольским, сегодня он ждет только одного: поскорее встретиться с любимой Анной на том свете. В 2018 году вдовцу певицы исполнилось 90 лет, и с тех пор новостей о нём практически нет.

Оцените статью