«Всегда быть рядом не могут люди»: четыре брака композитора Александра Зацепина

«31 июня», «Земля Санникова», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Тайна третьей планеты»… Думаете что связывает все эти картины? Музыка, которую создал композитор, народный артист России Александр Зацепин.

Вспомним хиты музыканта и его жизнь: почти случайный выбор профессии, беременность супруги от другого, смерти двух жён и единственную дочь.

Музыка Александра Сергеевича уникальна. Все его композиции к фильмам — это не просто саундтреки. Это не фон. Это — полноправный участник сюжета. Без музыки Зацепина эти фильмы уже невозможно представить.

В музыку не собирался

Александр Зацепин родился 10 марта 1926 года в Новосибирске. Его отец, хирург Сергей Зацепин был осуждён в 1941 году по «политической» 58-й статье УК РСФСР и приговорён к 10 годам лишения свободы. После освобождения он в семью не вернулся.

Сочинять Александр начал ещё в детстве, когда учился в музыкальной школе. Зацепин вспоминает: «Песен много было, но в музыку я не собирался. Тем более композитором». Уже с 14 лет он играл на танцах вместе со школьным приятелем. В четыре руки. Они играли на рояле, а мальчишки и девчонки танцевали.

Спасибо Евгению Матвееву

После школы Александр поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, но в марте 1945 года его призвали в армию. Именно здесь и решилась судьба будущего композитора: командиром взвода, где он служил, был Евгений Матвеев.

Да-да, тот самый Евгений Матвеев, народный артист СССР. Он пригласил молодого человека участвовать в армейской самодеятельности, после чего будущего композитора приняли в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Сам Александр Зацепин считает: если бы он не пошёл в армию, то не стал бы композитором.

Сразу в консерваторию

Во время гастролей в Алма-Ате молодой человек решил подать документы в музыкальное училище. Но выяснилось: он уже достиг такого уровня, что может спокойно поступать в консерваторию. Педагогом Зацепина стал композитор Евгений Брусиловский, народный артист Казахской ССР. Именно он написал в своё время гимн Казахской ССР.

После окончания консерватории Александр задержался на год в Алма-Ате — преподавал, потому что был обязан это делать какое-то время. Но композитор сам себя называл плохим педагогом, по его словам, ему это было неинтересно. Зато именно в Алма-Ате началось сотрудничество Зацепина с кино. В 1956 году он написал музыку к своему первому фильму «Наш милый доктор».

Для записи саундтрека Александру пришлось часто ездить в Москву: на «Казахфильме» не хватало нужного оборудования. Поэтому вскоре он перебирается в столицу

Выручила песня

Александр Зацепин вспоминает, что вначале было очень трудно найти работу в столице, ему приходилось подрабатывать, играя в ресторанах. Выручила его песня из фильма «Наш милый доктор» — «Надо мной небо синее» в исполнении Ермека Серкебаева.

Она стала очень популярной, её часто крутили по радио и исполняли на концертах в Москве. Так, по словам композитора, благодаря этой песне он и карабкался в Москве.

Вначале поработал на Студии научно-популярных фильмов, затем — на Студии документальных фильмов, на «Союзмультфильме», а после — удалось попасть на «Мосфильме».

Гайдаю композитора посоветовала жена

Тандем Гайдай — Зацепин сложился благодаря жене режиссера, Нине Гребешковой. Когда Леонид Гайдай начинал работу над комедией «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», он искал нового композитора (до этого он сотрудничал с Никитой Богословским).

И вот Нина Гребешкова посоветовала мужу: «Возьми, вот этого, молодого композитора Зацепина — у него хорошие песни». Вначале Гайдай сомневался, что молодой композитор сможет легко освоиться в жанре эксцентричной комедии. Но всё-таки рискнул. Благодаря этому тандему появились «вечные» песни, которые мы будем петь и слушать всегда.

Встреча с Леонидом Дербенёвым

Многие хиты композитора появились благодаря ещё одной встрече, которая произошла в 1965 году — Александр Зацепин познакомился с поэтом Леонидом Дербенёвым. Тот самый случай, когда два плюс два равно не четыре, а намного больше.

Этот дуэт оказался не только продуктивным (Зацепин и Дербенёв написали вместе более сотни песен), но и шедевральным. Вот самый маленький список их хитов: «Остров невезения» из «Бриллиантовой руки», «Есть только миг» из «Земли Санникова», «Песня о Купидоне» из «Не может быть!», «Разговор со счастьем» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», «Этот мир» из «Женщины, которая поет»…

Напишите оперу и балет

Александр Зацепин вспоминал: «Когда меня мой педагог Брусиловский встречал в Москве, он мне всегда говорил: «Шура, что вы все время в кино работаете. Вы же можете написать и оперу, и симфонию, и балет. Напишите!» Я ему отвечал: «Евгений Григорьевич, понимаете, ну я напишу симфонию, но я же не Прокофьев, не Шостакович, я не напишу такую. Это получится какое-то серое произведение. Ну будет она лежать на полке — зачем?» Мне не дано это. Дано мелодии писать для песен».

Человек-оркестр

Александр Зацепин — человек-оркестр. В его активе умение играть на множестве разных инструментов: кларнет, балалайка, аккордеон, саксофон — и это ещё далеко не весь список. Но ему мало было освоить разные инструменты, он ещё с середины 1960-х стал собирать звукозаписывающую студию, вкладывая в неё все свои гонорары.

Это было уникальное инженерное решение: оборудование для студии в большей части Зацепину пришлось придумывать и создавать самому, купить его в СССР было практически невозможно. Композитор скупал разные необычные музыкальные инструменты.

Так, в «Операции “Ы”», для создания колокольного звона, Александр купил колокольчик на барахолке, записал его и проиграл в восемь раз медленнее. А партию баса создал из звука колеблющейся деревянной школьной линейки. Своё инженерное детище Александр Зацепин назвал «оркестроллой».

Алла Пугачёва и Александр Зацепин

Вот эта самая студия и привлекла внимание многих известных артистов к Зацепину. Мыслимо ли, иметь такой технический уровень и такие возможности для домашней студии?

Одной из первых к Зацепину обратилась Алла Пугачёва. Именно в этой студии, под аккомпанемент «оркестроллы», были записаны многие хиты Пугачёвой.

«31 июня»

Этот фильм, снятый в 1978 режиссёром Леонидом Квинихидзе, мы засмотрели до дыр. И вся эта наша любимая музыка («Мир без любимого», «Ищу тебя», «Любовь нас выбирает») была снова записана в домашней студии Александра Зацепина.

Над ещё одной своей нашумевшей работой — музыкой к мультфильму «Тайна третьей планеты», Александр Зацепин работал уже перед отъездом из СССР. Летом 1982 года он уехал во Францию, не меняя, впрочем, гражданства.

После этого долгое время в Советском союзе творчество Александра Зацепина было принято критиковать. В 1986 году, с началом перестройки, композитор вернулся в страну и жил, по его словам, на две страны.

Четыре брака

Александр Зацепин был женат четыре раза. Первый брак — с актрисой Ревмирой Соколовой, распался через три года после регистрации: после свадьбы композитор узнал, что его жена беременна от другого.

Второй брак — с пианисткой Светланой Третьяковой оказался более удачным, пара прожила вместе 30 лет, в 1956 году у них родилась дочь Елена. В 1981 году Светлана Третьякова умерла от аневризмы аорты.

С третьей женой — французской художницей Женевьевой Прешак Александр Зацепин прожил четыре года и развелся. Четвёртый брак оказался куда более продолжительным, с педагогом Московской консерватории и Школы имени Гнесиных, Светланой Морозовской композитор прожил более 20 лет. В 2014 году Светлана умерла от рака.

За свою жизнь Александр Зацепин написал больше 300 песен и создал саундтреки к 120 фильмам и мультфильмам. Сейчас он живёт со своей дочерью в Швейцарии. Александр по-прежнему сочиняет музыку и говорит, что способен влюбиться в своём возрасте.

Оцените статью
«Всегда быть рядом не могут люди»: четыре брака композитора Александра Зацепина
«Ришелье и женщины, с которыми ему приписывали близость»