В юности она занималась боксом и балетом, ужасно стеснялась огромного носа, но мечтала сыграть Офелию. С Офелией не сложилось, зато получилось много других неповторимых больших и маленьких ролей.
Каждый советский и российский зритель хотя бы раз видел игру этой актрисы в театре или на экране. Но вот имя и фамилию, а тем более биографию, уверена знают единицы.
А ведь Нина Мамиконовна Тер-Осипян — уникальная актриса. Родилась в начале одного века — 1909 года, а ушла из жизни в начале следующего — в 2002. В театре им. Маяковского прослужила более 70 лет.
Сатира, гротеск, ирония и пародийность – свойства, присущие таланту замечательной актрисы. Тер-Осипян умело пользовалась особым методом типизации, основанном на преувеличении и гротеске. У нее это получалось так естественно потому что юмор был в самой природе её дарования.
Нина Тер-Осипян застала уход из театра легендарной Марии Ермоловой в 1923 году. Успела поработать с великим Мейерхольдом, прежде, чем он покинул театр Революции. Сыграла Кукушкину в его «Доходном месте».
Спектакли, которые были поставлены после ухода Мейерхольда долго не имели успеха. И это был тяжелый для театра период.
Свою творческую жизнь Тер-Осипян начала в 16 лет. Она поступила в школу молодых исполнителей при Театре Революции в Москве (позже театр им. Маяковского). Юным актерам сразу стали давать ответственные роли.
Нина впервые вышла на сцену в роли бабы в пьесе Чижевского «Голгофа» и в роли Простаковой в «Недоросле». Вскоре после этого она получила роль в «Человеке с портфелем».
И уже через несколько лет московские критики начали писать о молодой артистке, которая блестяще исполняла небольшие роли в спектаклях «Ромео и Джульетта» и «Таня».
В театральной Школе молодым людям давали уроки не только по актерскому мастерству, но и биомеханике, с акцентом на тело. Ребята и девушки занимались боксом и фехтованием. Тер-Осипян не только прекрасно боксировала, но и много времени посвящала балету.
Балетный станок в ее жизни присутствовал всегда. Актриса всю жизнь следила за своей формой, плавала в бассейне или море, когда удавалось вырваться в отпуск в Сочи.
Жизнь и свобода висели на волоске
После переезда из Армении в Москву Нина Тер-Осипян, которой тогда было 10 лет, жила вместе с мамой в доме своего дяди Саака Мирзоевича Тер-Габриэляна.
Он был председателем Совнаркома Армении, а затем переехал в столицу, где занимал должность Постоянного представителя Армянской Республики.
Его дом часто посещали известные личности, такие как Киров и Орджоникидзе. Нина слушала их беседы, споры и обсуждения с трепетом и волнением.
Саака Мирзоевич был предан революции и партии, но это не спасло его от жуткой участи в годы репрессий. Тер-Габриэляна избили бюстом Ленина прямо дома, арестовали, а затем расстреляли без суда и следствия. Его друзья Киров и Орджоникидзе также погибли.
Над Ниной и ее семьей нависла смертельная угроза. Маму вызвали в комитет комсомола, где требовали отречься от родственников, намекая на серьезные последствия. Тогда мать актрисы пережила много потрясений, унижений и страхов.
И Нина решилась на отчаянный шаг. Она написала письмо товарищу Сталину и опустила его прямо в ящик у Троицких ворот. В нем Нина рассказала о своей прекрасной семье и напомнила, как ее бабушка нежно мыла голову будущему вождю, который когда-то был близким другом дяди.
Доподлинно неизвестно, возымело ли письмо какой-то эффект, но Нину и ее мать больше не трогали.
Тяжелая болезнь
А потом началась война. Театр был эвакуирован в Ташкент, где труппа продолжала работать над новыми пьесами. Однако вскоре Нина Тер-Осипян заболела амебной дизентерией. Она была на грани жизни и смерти. Чтобы спасти актрису, ее отправили на лечение в Москву.
Обратно в Ташкент Нина не вернулась. В столице она начала играть в Театре драмы, который остался единственным действующим театром в полупустом городе. Нина Мамиконовна прослужила здесь до конца войны, а после возвращения Театра революции они объединились с драмой и стали называться Московским театром имени Маяковского.
Долгие годы творчества
Нина Тер-Осипян играла в театре Маяковского до последних дней. Она прославилась благодаря ярким образам, которые создала в спектаклях «Фронт», «Обыкновенный человек», «Гроза», «Легенда о любви» и «Дядюшкин сон». Ее талант еще больше проявился в последние годы, особенно в спектаклях «Дети Ванюшина», «Закат» и «Забавы Дон-Жуана».
В кино Нина Тер-Осипян играла в основном в эпизодических ролях. Но, как это часто бывает с настоящими талантами, актриса создавала шедевры даже в маленьких ролях.
Нина Мамиконовна говорила: «Эпизод — это крупица, и его можно либо сделать хорошо, либо получится пустой номер. И когда ты попадаешь в точку, это радость — это то, ради чего ты живешь».
Заслуженная артистка РСФСР много снималась и в кино. На ее счету такие картины, как: «Жил-был настройщик…» (1979), «Сицилианская защита» (1980), «Люди на болоте» (1981), «Ищите женщину» (1982), «Выигрыш одинокого коммерсанта» (1984), «Кин-дза-дза» (1986), «Ягуар» (1986),
«История одной бильярдной команды» (1988), «Дежа вю» (1989), «Не сошлись характерами» (1989), «Паспорт» (1990); «Блуждающие звезды» (1991), «Настя» (1993), «Старые клячи» (2000) и многие другие.
Актриса работала с Никитой Михалковым. В его фильме «Пять вечеров» Тер-Осипян сыграла небольшую, но захватывающую роль, которую критики высоко оценили.
О личной жизни актрисы практически ничего неизвестно. О Нине Мамиконовне вообще непростительно мало вспоминают. Единственное свидетельство, которое может указывать на то, что у актрисы, возможно, был ребенок — это надгробие ее могилы, где кроме имени Нины Мамиконовны указано также детское имя — Наташенька. Судя по годам жизни малышка прожила всего год.
Одной из последних работ актрисы в кино стала роль бабушки-волшебницы в фильме «Настя» Георгия Данелии.
Тер-Осипян отмечала, что она была готова играть даже объект, который просто стоит в углу, если бы это было необходимо для Данелии.