“Я просто не могу представить себя без них: мне надо видеть их физиономии, вдыхать их запах, слышать их голоса. Это страсть. И это моя жизнь”.
Приматолог Дайан Фосси – женщина-легенда, променявшая профессуру и американский образ жизни на африканские джунгли, а мужчин – на горилл. Жители Руанды, дикие дети Африки, так и говорили о ней: «Женщина, которая живет с обезьянами». А она гневно поправляла: «Я исследую горилл!». 19 лет с гориллами, всю сознательную жизнь, вплоть до трагической смерти.
Наверное, Дайан можно назвать одержимой. Ее жизнь не предполагала такого развития событий, это был осознанный выбор, ради которого Дайан пожертвовала всем. Любовь к животным и ветеринарный колледж – очень скромный старт для американки, родившейся в 1932 году в честолюбивой Калифорнии. Причем работу по специальности ей пришлось поменять на более оплачиваемую.
Но абстрактная Африка лишала покоя, и в 31 год Дайан решила определиться с мечтой: влезла в долги и поехала в Африку – посмотреть, что же ее так манит. Там произошла судьбоносная встреча с семьей антропологов, изучавших вымирающую популяцию горилл. Мечта обрела смысл!
Но деньги закончились, и Дайан была вынуждена вернуться в Америку. Еще три года ушло на зарабатывание средств для новой поездки в Африку.
Это только кажется, что побег от цивилизации в джунгли – поиск свободы и спокойствия. Уж чего-чего, а спокойствия Дайан не досталось. Полгода в работы в Заире, охваченном гражданской войной, вынудили ее бежать в Руанду, где на протяжении почти 20 лет она практически в одиночку воевала с браконьерами.
Фосси основала исследовательский центр в Карисоке, который представлял собой хлипкую лачугу на лоне дикой природы и в окружении еще более диких людей. Одна, среди аборигенов, с местным переводчиком и тремя охранниками, не понимающими, что нужно этой странной женщине. Но ей было достаточно, потому что здесь она нашла семью горных горилл.
Каждый день Дайан рисковала жизнью, сутками просиживая рядом с этими мощными и непредсказумыми животными, копировала их жесты и звуки, пока, наконец, не случилось поворотное событие в науке: самец дотронулся до руки Дайан. Это был первый миролюбивый контакт гориллы с человеком. Ее приняли в стаю!
Но ее так и не приняли люди. Собственно, прожить столь долгое время среди туземцев Дайан удалось благодаря… рыжим волосам. Ее принимали за ведьму и боялись. Страх оказался на руку Дайан, т. к. по-хорошему договориться не удавалось. В ее лачугу периодически подбрасывали магические фигурки, символизирующие смерть, но на открытую вражду не шли. Действовал только страх.
Рассказывали, что одного браконьера Дайан отхлестала крапивой по гениталиям.
Когда браконьеры убили самца Джиджита, к которому Дайан особенно привязалась, она при помощи охраны поймала двоих преступников и устроила показательный самосуд: самолично завязала на дереве веревку, надела петлю на голову браконьера и выбила табуретку у него из-под ног. Человек не пострадал, т. к. веревку на дереве Дайан не закрепила.
Бороться приходилось и с «белыми людьми», ведь горилл убивали из-за их прихоти. Нищие туземцы получали хорошие деньги за малышей горилл, которых «белые люди» вывозили из страны и продавали втридорога. Чтобы поймать малыша, надо было убить мать.
А в случае сопротивления — всех остальных взрослых членов стаи. Не удивительно, что в 1980 году на Земле осталось всего 250 горных горилл. Фосси не понимали: ей обезьяна дороже человека?
Как оказалось, дороже даже, чем любимый мужчина. Оператор Боб Кэмбел приехал в Руанду по заданию журнала «National Geographic». Работа сблизила этих двух сильных и красивых людей. Хотя условия не располагали к романтике, Боб дарил Дайан то щенка, то кусочек цивилизации – ванну. Одно «но» стояло между любoвниками: Боб был женат.
По одной версии, он решил развестись и сделал предложение Дайан. Она согласилась, однако работа позвала Боба в другую страну, Дайан отказалась следовать за ним и просила больше не писать и не приезжать. Ее место было здесь.
По другой версии, Дайан потребовала выбрать: или она, или жена. Полигамность обезьян не распространяется на женщин. Так она осталась одна, с гориллами и неизменной сигаретой. Говорят, Боб очень обижался на то, что в своих книгах Дайан никогда не упоминала его имени.
Дайан с головой ушла в работу и борьбу. Понимая, что одной не справиться, она поехала в Америку, защитила диссертацию, стала профессором, основала Фонд Джиджита, а после книги «Гориллы в тумане» ее имя получило мировую известность. Писала она ее уже в Карисоке.
Однажды после очередного зверства охотников Дайан спалила поселение браконьеров. В отместку в рождественскую ночь, 26 декабря 1985 года, Дайан убили в ее домике. 53-летнюю «женщину, которая жила в лесу одна, без мужчины» (так говорили о ней туземцы) похоронили рядом с могилой гориллы Джиджита.
Исследования Фосси доказали, что у горилл, хоть они и не ближайшие родственники человека, наличествуют навыки поведения, не связанные с выживанием, т. е. у них есть своя культура. К 1999 году в мире насчитывалось уже 650 горилл, Фонд Джиджита работает по сей день.