Наталья Андросова — единственная княгиня рода Романовых, которая выжила в СССР и стала легендарной мотокаскадершей

Наталья Андросова — железная леди царского происхождения. Она и ее брат Кирилл — единственные потомки рода Романовых по мужской линии, которые всю жизнь прожили в СССР и остались невредимы. Остальные либо уехали, либо были убиты.

История княжны Андросовой, при рождении Искандер-Романовской, кажется совершенно невероятной.

Она стала самой знаменитой мотокаскадершей Советского Союза, прошла войну в самом ее пекле, была замужем за советским режиссером. А еще, чтобы выжить, ей пришлось согласиться на сотрудничество с НКВД.

Княжна Наталья

До 1917 года родиться с таким титулом, как княгиня Искандер-Романовская, было бы золотым билетом в роскошную жизнь. Но девочке по имени Наталья не повезло появиться на свет на волне революции.

Наталья Искандер-Романовская была праправнучкой великого императора Николая I. Отец Натальи — князь Александр Искандер — морганатический сын великого князя Николая Константиновича.

Родилась Наталья в 1917 году, в Ташкенте, куда ее дед, Николай Константинович, был с позором сослан за кражу материнских драгоценностей.

Это был грандиозный скандал в благородном семействе. Царские особы приняли решение объявить Николая Константиновича для общества душевнобольным и выслать из Петербурга. Причем внутри семьи больше дозволялось вообще произносить его имя.

Большую часть оставшейся жизни Николай Константинович провел в Ташкенте. Он обустроил там богатую резиденцию, занимался бизнесом и растил детей пока однажды за ним не пришли большевики.

Все, что стало известно семье о его судьбе — это то, что он был казнен в январе 1918 года. Незадолго до своей кончины князь Николай Константинович за собственные средства построил каналы для орошения сельскохозяйственных культур, необходимых для поддержания жизни людей. Но вместо благодарности получил пулю.

Отец Натальи и дядя Артемий ушли из дома, чтобы присоединиться к белым. В итоге два князя Искандеров затерялись в бурлящем хаосе гражданской войны. Принц Александр, папа Наташи, пропал без вести.

Тем временем революционеры вынудили благородную семью покинуть великокняжеский дворец в Ташкенте, но не преследовали их.

Переезд в Москву

Мать Натальи Ольга Иосифовна отлично понимала, что ждать пощады от большевиков не приходится и нужно увозить детей в Москву, где есть шанс затеряться.

В 1924 году она вышла замуж второй раз за служащего по финансовой части Николая Николаевича Андросова (умер в 1936 году) и переехала в Москву. Отчим вписал детей в паспорт как собственных детей, после чего они получили другое отчество и фамилию Андросовы. Это стерло следы великокняжеского происхождения. Таким образом мать хотела спасти детей от расправы.

Кроме того, Москва предлагала новые рабочие места, а также безопасность в анонимности жизни большого города. Бывшие царские офицеры, бюрократы, профессора и купцы надеялись обрести уединение и безопасность в шумной новой столице советского режима.

Ново-Андросовы нашли просторную квартиру, но сосед, видимо, сам захотевший получить жилплощадь, выяснил кто они на самом деле и пригрозил сообщить о них куда следует.

Семья сбежала в центр Арбата и поселилась в убогой подвальной квартире недалеко от Кремля.

Поскольку Ольга Иосифовна и ее дети не были ни крестьянами, ни рабочими, государство присвоило им статус лишенцев, людей, считавшихся социально чуждыми, не имевшими права голоса и, следовательно, неспособными найти хорошую работу.

И все же они выжили. Наталья выросла и стала ослепительно красивой девушкой с лихими манерами. Высокая и стройная, с тонкими, романовскими чертами лица, у нее были лучистые голубые глаза, длинные светлые волосы и пленительная улыбка.

Ее мать, несмотря на смену фамилии, никогда не пыталась скрыть от Натальи прошлого. Все семейные фотографии стояли на полке в ветхой андросовской квартире: великий князь Николай Константинович, его брат и отец Натальи, князь Александр Искандер.

Наталья с гордостью рассказывала близким друзьям о своем истинном происхождении. Все были поражены. Но один из приятелей с отвращением сказал: «Уберите эти фотографии, хранить их неприлично!»

Но Андросовы были смелыми. Друзья, вернувшиеся из сибирской ссылки, политические изгои, всегда знали, что могут найти приют у них.

Детство и юность Натальи в Москве прошли в относительном спокойствии. Единственное, ей так и не удалось получить высшее образование. Дальше семилетки ее не пустили. Наташа зарабатывала то шитьем, то черчением, то спортом, то шоферила. А потом неожиданно нашла свое призвание в цирковом спорте.

Мотокаскадерша

Судьба привела ее в мир цирковых развлечений. В 1939 году она начала участвовать в гонках на мотоциклах по вертикальной стене в Московском парке Горького. Учитывая ее красивую внешность и харизму, бесстрашная девушка на мотоцикле моментально стала популярной.

Писатель Юрий Негибин описал ее выступления как «страшные и прекрасные, гул мотоцикла, лицо побледнело, глаза расширились… Она была богиней, мотогонщицей и амазонкой».

Высокая, гордая и красивая, она привлекала к себе постоянное внимание. Ее называли «Королевой Арбата». В какой-то момент Наталью даже арестовали как «немецкую диверсантку» просто за то, что она выглядела слишком элегантно в коричневом бархатном жакете, бриджах и на каблуках на суровом фоне советской Москвы. К счастью, тогда ее отпустили.

Шпионка «Лола»

В 1939 году Наталье было двадцать два года. За ней начал ухаживать молодой механик из клуба «Динамо», в котором она выступала.

Однажды девушка рассказала новому знакомому о своем происхождении и жестоко поплатилась за это. Молодому человеку очень хотелось затащить красавицу в постель. И когда княжна отказалась, он пригрозил, что заявит о ней на Лубянку. После таких слов Наталья сильно ударила его по лицу.

«Он был очень высоким и мускулистым, но и я была сильной женщиной», — гордо рассказывала Наталья Александровна (Николаевна). Тем не менее, Наталья запаниковала и сожгла все документы своей семьи. Она сменила спортивный клуб и ушла в «Спартак».

Но через несколько недель Наталью все же вызвали. Люди тайной полиции были откровенны. По их словам, у нее было только два варианта. Либо она станет секретным агентом, либо ее расстреляют.

Несмотря на ее происхождение и статус принцессы, сотрудники НКВД не обращалась с Натальей с такой жестокостью, как с миллионами других. Кажется, что агенты на Лубянке были безмерно очарованы княгиней рода Романовых и просто пытались ее завербовать.

Действительно, позже выяснилось, что характеристика Натальи в НКВД была чрезвычайно лестной. Девушку описывали как «молодую, умную и привлекательную».

Но была ли она завербована?

В одном из своих интервью Наталья Андросова утверждала, что в 1930-е годы ею действительно интересовались сотрудники НКВД: вызывали на допросы и настойчиво предлагали стать информатором. Но она, якобы, сказала, что «доносить не умеет и учиться этому не собирается».

Однако некоторые исследователи предполагали, что она лукавила. Например, историки Джон Перри и Константин Плешаков в книге «The Flight of the Romanovs: A Family Saga» («Бегство Романовых: семейная сага») писали, что Наталья Александровна на самом деле была агентом НКВД под псевдонимом «Лола».

При этом они ссылались на личную беседу с Натальей Андросовой, которая состоялась в 1998 году.

Впрочем, согласно сведениям авторов, никакой важной информации она органам так и не передала.

Единственное задание, которое, возможно, получила Лола (такое кодовое имя ей дали) сводилось к соблазнению французского дипломата в Крыму, но иностранный чиновник не проглотил приманку.

В общем, царская особа не произвела впечатления в качестве шпионки на секретные службы и ее оставили в покое.

Принцесса продолжила удивлять толпы зевак качестве бесстрашного мотокаскадера.

Выступления на «Стене смерти» приносили ей частые травмы.

«Я много раз падала, — вспоминала она, — а в 1940-х годах я потеряла одно колено. Но через год я снова оказался на «Стене Смерти»».

Наталья прервала выступления лишь во время Второй мировой войны. Она работала водителем, причем не в тылу, а на фронте. Занималась обезвреживанием немецких бомб, доставляла хлеб советским войскам на передовую. Она вышла на пенсию в 1964 году, ей было 47 лет.

Короткий, но счастливый брак

В 1950-м Наталья Николаевна вышла замуж кинорежиссера Николая Владимировича Досталя. Он был вдовцом и воспитывал двоих мальчишек.

Наталья Николаевна (Александровна) усыновила его малолетних сыновей. К сожалению, Николай Владимирович в 1959 году погиб на съёмках фильма «Всё начинается с дороги». Режиссер сидел возле камеры на капоте огромного грузовика, который врезался в столб. Он получил черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью.

Больше замуж советская княжна не выходила и посвятила себя воспитанию детей, один из которых впоследствии тоже стал режиссером. Своих детей у Натальи никогда не было, так что со своей стороны продолжить род Романовых она не смогла.

В годы «оттепели» Наталье Николаевне даже разрешили пообщаться с семьей отца во Франции. После распада СССР она побывала на могиле папы в Ницце и заявила, что «все исполнила» в жизни.

Наталье так и не довелось испытать все прелести жизни принцессы рода Романовых. И хотя ее материальное благосостояние было всегда очень скромным, у нее была королевская душа. И она оставалась максимально верной образу Романовых насколько это было возможно в условиях Советского Союза.

Более того, эта уверенность, смелость и независимость, с которыми она шла по жизни, свидетельствовали о выражение тихого протеста режиму, который требовал покорности и разлучил ее семью.

В июле 1964 года княгиня вышла на пенсию. Но когда она перестала выступать, люди начали забывать ее.

В конце жизни последняя из Романовых и единственная в России жила в крошечной однокомнатной квартире вместе со своей собакой. Наталья Николаевна нашла умирающего на улице щенка, который страдал от пневмонии и был сильно избит. Княгиня подняла его, вспомнив заунывный вой дедовских собак, когда великого князя уже не было на свете. Наталья Николаевна выходила собаку и назвал его «Малыш».

Малыш вырос здоровой дружелюбной рыжей дворняжкой. Княгиня сама выгуливала собаку на костылях даже зимой.

В 1996 году, когда ее спросили, боится ли она выстрела в сердце на улице, она с гордостью ответила: «Нет, я никогда ничего не боялась».

Княгиня Романова скончалась в 1999 году в возрасте 82 лет.

Ей не хватило всего двух лет, чтобы вступить в 21 век. Остальное она видела.

Оцените статью
Наталья Андросова — единственная княгиня рода Романовых, которая выжила в СССР и стала легендарной мотокаскадершей
Не могла смотреть, злилась, но 51 год рука об руку. Секреты семейного счастья актрисы Светланы Немоляевой