Одним из самых умных людей в истории человечества считают некого знаменитого лохматого учёного, который очень любил показывать свой язык. Кто же на самом деле был самым умным человеком в мире?
Этот титул принадлежит американцу по имени Уильям Джеймс Сидис, чей IQ был на 100 единиц выше, чем у Альберта Эйнштейна. Сидис был настоящим гением, но отказался от славы добровольно и работал обычным офисным клерком.
Почему имя человека, которого называют самым умным из существовавших когда-либо, мало кому известно? Почему жизнь его была столь невероятно коротка и трагична?
Детство будущего гения
Уильям Джеймс Сидис появился на свет 1 апреля 1898 года в американском городе Нью-Йорке. Родителями мальчика были Борис и Сара Сидис, евреи-иммигранты, которые были родом из города Бердичева. Он тогда являлся частью Российской империи. Отец вундеркинда, Борис, был дружен с американским философом Уильямом Джеймсом. В честь него он и назвал своего сына.
В России Сидис подвергался политическим репрессиям. Он даже был арестован и целых два года провёл в тюрьме. После иммиграции Борис получил учёную степень по психологии в Гарвардском университете. Мать будущего гения, Сара, закончила медицинский факультет Бостонского университета.
Борис был достаточно широко известным специалистом в области аномальной психологии, написал множество статей на эту тему и несколько книг. Будучи полиглотом, стал учить языкам и своего сына. В полтора года мальчик уже научился читать.
В 6 лет Уильям заявил, что не верит в Бога и является атеистом. К восьмилетнему возрасту свободно мог говорить на греческом, латыни, русском, французском, немецком, иврите, армянском, турецком и, конечно же, английском языках. Юный гений даже изобрёл свой собственный личный язык, который он назвал «Вендергуд».
IQ вундеркинда специалисты оценили в диапазоне от 250 до 300. Это был рекордный зафиксированный в истории показатель интеллекта. Например, у знаменитого учёного Альберта Эйнштейна он был 162, а у Стивена Хокинга — 160. Борис много писал о достижениях своего сына, приписывая большую часть его успехов своим собственным «методам» воспитания.
Становление гения
Неудивительно, что такой умный ребёнок поступил в Гарвардский университет в возрасте всего 11 лет, хотя отец добивался, чтобы его приняли ещё раньше. Но и так он стал самым юным студентом этого учебного заведения за всю его историю. В университете мальчику пришлось несладко.
Однокурсники, которые были намного старше, постоянно издевались над ним, унижали и даже били. Академические успехи Уильяма, тем временем, просто поражали воображение. Подростку предсказывали карьеру великого учёного математика-астронома, будущего лидера в этой сфере.
Юноша читал лекции в математическом клубе Гарварда. Когда ему было 17 лет, студенты Сидиса сильно избили и было решено сменить место работы. Уже в этом возрасте мальчик говорил, что не любит общество, предпочитает одиночество и мечтает только об одном — уединении.
Жизнь после Гарварда
Уильям поступил на работу в Институт развития литературы, науки и искусства Уильяма Марша Райса (ныне Университет Райса). Там он получил степень доктора и тоже преподавал. Студенты бунтовали против того, что преподаватель намного моложе их самих и руководство попросило, в итоге, Сидиса уйти. После этого он поступил в Гарвардскую юридическую школу.
Через три года, без объяснения причин, учёбу он бросил. Вскоре, после участия в первомайской демонстрации социалистов, Уильям был арестован. На суде никакого раскаяния не проявил и его приговорили к полутора годам тюремного заключения.
Суд над «самым умным человеком» привлёк внимание общественности. Вместо тюрьмы Уильяма удалось пристроить в санаторий. Там он продолжал бунтовать и отец пригрозил отправить его в психушку, если он не исправится. Так и случилось, но сумасшедший дом не вынудил Сидиса отказаться от своих убеждений. После окончания «лечения» он вернулся в родной Нью-Йорк и разорвал все связи со своими родителями.
Уильям не хотел больше иметь ничего общего с академическими кругами. Он хотел жить простой, нормальной жизнью. Он пытался поступить на государственную службу, но на вступительных экзаменах получил крайне низкие баллы.
Потом стал работать бухгалтером. Сидису приходилось очень часто менять конторы. Дело в том, что сослуживцы рано или поздно обнаруживали его гениальность, а он не хотел, чтобы его беспокоили. Сидис говорил, что сам вид математической формулы заставляет его чувствовать себя физически больным.
Сидис предпочитал работать дома, в тишине, за столом. Всё свободное время посвящал писательству. Публиковал свои работы под разными псевдонимами. В зрелом возрасте принял предложение преподавать историю. В последние годы жизни увлёкся поездами и трамваями, коллекционировал билеты. Написал книгу о пропускной способности трамвайных путей.
Этот труд назвали «самой скучной книгой из когда-либо написанных». За это время он также написал два своих самых известных произведения: «Племена и государства» и «Одушевлённое и неодушевлённое».
Последние годы
Сидис вырос настоящим социофобом. Он не любил толпы, старался больше времени проводить наедине с собой. У него даже никогда не было друзей. Уильям часто судился с различными СМИ за то, что они с детства преследовали его и писали о нём. Статьи по большей части содержали не совсем правдивую информацию. Больше всего журналистам нравилось писать о падении гениальности Сидиса.
Тому же хотелось просто покоя и жить простой «нормальной» жизнью обычного человека. Постоянный стресс привёл к тому, что в 1944 году гений скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Ему было всего 46 лет.
Семья Сидис продолжала рекламировать интеллект Уильяма даже после его смерти. Родители, конечно, испытывали ужасное разочарование из-за несбывшихся надежд по поводу блестящего будущего сына. Некоторые исследователи пытались опровергнуть гениальность Уильяма Джеймса Сидиса. Все их доводы можно разбить простыми фактами:
— Сидис научился читать и писать на втором году жизни;
— в пятилетнем возрасте прочёл Гомера в оригинале;
— в 8 лет написал четыре книги, одна из них являлась серьезной монографией по анатомии;
— в 11 лет поступил в Гарвард, а в 16 окончил его с отличием;
— к 30 годам владел 40 языками.