Евгений Евстигнеев: как мастер эпизода стал брать главные роли

Евгений Евстигнеев несколько десятилетий был один из ведущих актеров знаменитого «Современника». В 1960-е годы талантливые представители этого театра вошли в актерский костяк советского кинематографа.

В кино, как и в театре, они вели разговор со зрителем о главных проблемах своего времени, делали это честно, с полной самоотдачей.

Евгений Александрович мастерски, со строгой избирательностью относился к ролям в кино, умело соединяя емкость каждого образа с лаконизмом. Кажется, что некоторые экранные роли мог сыграть только он.

Сначала Евстигнеев зарекомендовал себя, как мастер эпизода, и долго не переходил на крупные роли. В 60-е годы у него, по большому счету, было всего три центральные роли в фильмах «Никогда», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Гиперболоид инженера Гарина».

Первую эпизодическую роль актер сыграл в фильме «Поединок» по Куприну, где ему достался капитан Петерсон. Его герой появлялся в фильме два раза: на балу, когда шло объяснение между поручиком Ромашовым и супругой Петерсона – бывшими любовниками, и в сцене офицерского суда над Ромашовым.

Муж, пришедший в разгар объяснения, лицемерно улыбался Ромашову, смотря на него колким и ненавидящим взглядом. Во второй сцене Петерсон зачитывал приговор офицерского суда. Острая внешняя характерность Евстигнеева прекрасно вписалась в общую стилистику фильма.

Кинолента «Поединок», снятая в 1957 году, принадлежала по своему характеру скорее к первой половине 50-х годов. На экране достоверно показала эпоха, бережно воспроизводились события повести.

В последующих работах Евгения Евстигнеева сохранилась острота, характерность, ощущение стиля. В гриме и без грима актер умело показывал зрителю образ, не торопясь, с разных ипостасей, вызывая интерес на протяжении всего фильма.

В фильме «Человек идет за солнцем» лицо Евстигнеева показано крупным планом всего на несколько секунд. Мотогонщик, только что выполнивший трюк, устало снимает шлем, обтирает пот со лба и смотрит на жену грустными глазами. А жена «пилит» мужа, который любит керамику, и, по ее мнению, тратит слишком много денег на глину.

Всё это видит четырехлетний герой фильма, который долго наблюдал и восхищался трюками мотогонщика, а теперь смотрит, как тот повержен перед женой.

Ребенок сначала видит добро, потом сталкивается со злом. Смелый, а жены боится, думает ребенок. И в грустных глазах героя Евстигнеева видно, что этот герой знает о жизни куда больше, чем мальчик в четыре года.

Евгений Александрович даже в первых небольших ролях умел показать неповторимость каждой судьбы, самой запутанной биографии. Он говорил, что человек – это целый мир. Он показывал человеческую индивидуальность, значимость, ум.

В фильме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо» о создателях и испытателях первого советского реактивного самолета, актер играет главного конструктора, показывает масштаб его интеллекта. Он играет немногословного и сдержанного человека с понимающими глазами – одного из самых талантливых ученых середины ХХ века.

В этом фильме Евстигнеев выложился в полную силу, потому что материал роли давал немного актеру, у героя не было каких-то индивидуальных черт. Но Евгений Александрович показал его человеком незаурядным и напряженно мыслящим.

В фильме «Гиперболоид инженера Гарина» актер собрал образ из кусочков ролей, которые уже играл. Его герой – умный и изобретательный. Он в одних сценах хитрый и беспощадный, в других – обаятельный и элегантный.

Другой герой Евгения Евстигнеева – начальник пионерского лагеря Дынин, который всю жизнь жил и работал по инструкциям. Он старомоден, консервативен, поэтому за многим не поспевает. И в этом его главная беда. Он очень старательный человек, и искренне хочет сделать так, как от него требуют. Но все его труды по ходу фильма не приводят к результату. Его жалко, ведь он хотел сделать «как лучше».

Герой Евстигнеева в фильме «Добро пожаловать», как сказал сам актер – «крепкий и надежный дурак». Вот такая главная роль вышла у актера. Их у него потом было много, и везде Евгений Александрович был убедителен и интересен зрителю. А начиналось все с эпизодов, каждый из которых был для актера маленьким шагом вперед.

Оцените статью
Евгений Евстигнеев: как мастер эпизода стал брать главные роли
«Общая жена» Лиля Брик. Почему она жила с Маяковским и с мужем одновременно