Если зритель долго не видит актера на экране, то его быстро забывают, переключаясь на новую звезду. Когда актер в зените славы, у него толпы поклонников, он регулярно появляется на экране, о нем постоянно пишут СМИ. Но сколько звезд, у которых это «постоянно» было заменено на «иногда», и зрители его забыли!
Такая судьба сложилась и у советского актера Андрея Вертоградова, пик славы которого пришелся на 70-80-е годы. Но мало кто знал, что актеру всю свою жизнь приходилось бороться с тяжелой болезнью, которая сильно мешала ему реализовать свой потенциал.
Андрей Вертоградов родился 3 апреля 1946 года в Москве в семье музыканта. Отец и сыну привил любовью к музыке, Андрей учился в музыкальной школе. С самого детства мальчик был погружен в творческую среду, поскольку их дом постоянно был открыт для творческие людей, с которыми дружили родители Андрея. И будущий актер впитывал как губку все, что происходило вокруг него.
Да и образование Андрей получил элитарное- он окончил французскую спецшколу. Его одноклассница — Людмила Голикова, которая сидела с Андреем за одной партой, рассказывала о нем: «Он был веселым, озорным и очень артистичным.
Высокий, с огромными ручищами Вертик, как все его называли, отлично играл на пианино. На переменах мы частенько бегали в актовый зал, где стоял рояль. Андрюша исполнял фрагменты из Первого концерта Чайковского или какой-нибудь этюд«.
Получив аттестат, юноша поступил в институт иностранных языков на переводческий факультет. Учеба давалась Андрею легко, в институте он стал активным участником студенческая самодеятельность. Одаренного молодого человека пригласили на работу в «Мосэстраду», где он выступал выступал как музыкальный пародист и певец.
Его пародии на известных исполнителей Муслима Магомаева, Яна Френкеля, Эдиту Пьеху пользовались огромным успехом, и у Андрея появились свои почитатели. Тогда-то он понял, что его призвание не переводчик, а артист. Вертоградов в 1965 году поступает во ВГИК в мастерскую знаменитых педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Учился Андрей хорошо, преподаватели были им довольны. Но на третьем курсе у него начались проблемы со здоровьем: мучили сильнейшие боли в спине, и в итоге начали отказывать ноги. Студент Вертоградов стал больше времени проводить в больнице, а не в студенческих аудиториях. Преподаватели, естественно, были недовольны.
А некоторые даже прямо говорили ему: «Юноша, переводитесь на экономический факультет. В кино вам ничего не светит, вы больной человек«. Но Андрей не сдавался, сила характера и огромная вера в себя способствовали ему — он окончил ВГИК с красным дипломом и был принят в труппу Театра киноактера.
Внешность у Андрея Вертоградова была очень характерной, средиземноморского типа, это означало, что ему будут предлагать определенные роли. В своем дебютном фильме «Журналист» режиссера Сергея Герасимова Андрей сыграл переводчика. Удачно найденный образ уверенного в себе благополучного красавца стал визитной карточкой молодого актера, у него появились поклонницы.
А когда Вертоградов сыграл молодого физика Владимира Баркова в шпионском детективе «Судьба резидента», которого пыталась скомпрометировать красивая француженка — героиня Эдиты Пьехи, то его популярность возросла многократно, он стал любимцем зрителей.
Позже Пьеха вспоминала: «Это мой первый мужчина в кино. За плечами у него уже было несколько главных ролей, он мне очень помогал. По сценарию у нас даже была постельная сцена. Я была шокирована, но режиссер меня успокоил: «Вы будете в одежде». Поначалу я даже отказывалась целоваться в кадре, но все-таки меня убедили, что ничего страшного в этом нет. И Андрюша был такой деликатный».
Эта роль артисту принесла широкую известность, узнаваемость и новые интересные роли. Он стал очень востребован среди именитых режиссеров, снимался в известных кинокартинах, таких как: «Красная палатка» Михаила Калатозова — роль итальянца Педретти, «Земля, до востребования», «Далеко на Западе» — роль французского лейтенанта.
До 1976 года Андрей Вертоградов снимался регулярно, хотя и в небольших ролях. К примеру, в фильме «Честное волшебное», где актер предстал в облике Людоеда.
Никто из его коллег даже не догадывались, что порой Вертоградову приходилось играть, преодолевая страшные боли в спине, ведь на людях он оставался все таким же веселым, компанейским парнем. Пока боли мучили Андрея перманентно, он снимался, играл в театре, но когда боли в спине перестали уходить, задерживаясь надолго, то актер вынужден был сделать первый перерыв в карьере.
Андрей Вертоградов вернулся к съемкам в кино лишь в середине 80-х годов, но уже в ролях третьего или четвертого плана. Тогда он снялся в фильмах: «Обвиняется свадьба», где пародировал Магомаева, и в «Курьере» Карена Шахназарова, в своей самой заметной роли того период, сыграв отца главного героя.
Но болезнь снова дала о себе знать, теперь Андрей все больше лечился и ему пришлось отказаться от съемок. Постепенно актера практически перестали приглашать в проекты. В начале 90-х он еще сыграл в эпизодах в фильмах «Блуждающие звезды» и «Сны» Карена Шахназаров.
Роль председательствующего министра «Снах» стала последней ролью многообещающего когда-то актера. Сам актер позже признавал, что в кино он не доиграл из-за нездоровья.
Личная жизнь
Андрей Вертоградов женился через несколько лет после выхода на экраны «Судьбы резидента». Его избранницей стал Елена, которая была далека от богемной тусовки.
Но мала кто знает, актер был некоторое время гражданским мужем Людмилы Гурченко. Они познакомились на гастролях в программе «Товарищ кино», завязался роман. Когда актеры вернулись в Москву, то поселились в двухкомнатной квартирке Гурченко на Садовой-Кудринской.
Вот как описывает Вертоградова того периода администратор и друг Гурченко: «Симпатичный молодой человек с массой талантов, он великолепно играл на рояле, гитаре, пел на иностранных языках. При этом был огромным мужчиной, как орангутанг. Я над ним посмеивался: «Тебя с твоими лапищами надо в зоопарке показывать!».
Тогда Андрей уже был мало востребован и «свои переживания решал просто — топил в вине. А как выпьет — тут же вокруг него образовывалось женское общество«. Расстались Гурченко и Ветроградов из-за измен Андрея.
К пятидесяти годам болезнь стала прогрессировать. Актер получил инвалидность первой группы. Известный хирург и близкий друг Андрея Аркадьевича, проведя тщательное обследование актера признался: «Андрюша, ты медленно угасаешь».
Соседка Вертоградова рассказывала:
«У него же обе ноги и левая рука высохли. Он стал очень раздражительным. Даже жене Елене, его единственной опоре и поддержке, детей ведь они не нажили, больше не удается его развеселить. Андрей твердит: «Что за страна! В магазинах все так дорого, ек-королек! Вообще невозможно болеть. Никакие анализы не сдашь — везде бабки, бабки, бабки«.
Жил актер на пятом этаже безлифтовой «хрущевки», ему стало не под силу спускаться на улицу, в последнее время он практически не выходил из дома. Жена самоотверженно ухаживала за больным супругом на протяжении многих лет, хотя сама тоже была на инвалидности, и до последнего дня была рядом.
Детей у них не было. Единственные, кто не отвернулся от актера, — это сотрудники Гильдии киноактеров России. Они привозили Вертоградовым продуктовые заказы, помогали деньгами.
«Я ни на что не жалуюсь. Часто говорю себе: «Андрей, кому-то еще хуже». И продолжаю жить», — признавался актер. Утешение ему приносили воспоминания о ярких ролях, сыгранных им когда-то.
Андрей Аркадьевич Вертоградов скончался 31 мая 2009 года. На фоне смерти Олега Янковского и Вячеслава Невинного кончина давно отошедшего от дел актера прошла почти незаметно.