Денежный звон репутации

Репутация для Натальи Алексеевны Колтовской была пустым звуком. Потому слухи, что трое ее младших детей были рождены от императора Павла I, она не пресекала. Подумаешь, великое дело!

На кону огромное состояние и выгода явная — не просто убежавшая от мужа жена, а женщина при высоком покровителе. Да и детям такая слава не помеха. Уж лучше быть незаконным отпрыском российского императора, нежели бастардом ветреного Митеньки Татищева.

Наталья была женщиной яркой и не по своему времени авантюрной. Этому способствовало и происхождение красавицы. Отец ее, богатейший горнопромышленник Алексей Колтовский, к полученному фамильному богатству родственного отношения не имел.

Когда-то осиротевший Алеша Васильев был принят в семью невероятно состоятельного Михаила Филипповича Турчанинова, который был женат на Анне Александровне, урожденной Ростовщиковой, также владевшей огромным богатством.

Шустрый отрок выбился в приказчики, а потом и в зятья — после смерти Михаила Филипповича женился на его единственной дочери Федосье и взял фамилию супруги, став Турчаниным.

Брак с доброй и милосердной Федосьей у Алексея был бездетен. Жена опекала рабочих, строила дома, открывала школы и выдавала лекарства. И когда пришло на Урал войско Емельки Пугачевой, заводчане Турчаниновых встали за хозяев против бунтовщиков.

Но в 1763 году сорокалетняя Федосья умерла, и спустя некоторое время Алексей женился повторно. Филацета была родом из крепостных и, в отличие от прежней супруги, плодовита: трое сыновей и пятеро дочерей родила мужу. В 1778 году, когда младшей, Наталье, исполнилось 5 лет, Алексей скончался.

Поскольку завещания не оказалось, огромное состояние должно было разделиться между вдовой и детьми. Но Филацета хотела получить побольше. Пока дочь была мала — мать опекала ее часть богатства. Но Наталья росла, хорошела, становилась невестой. И вокруг стали крутиться женихи. Как убедил вдову Николай Колтовский, алчный искатель приданого, отдать за него дочь — история умалчивает.

Но 14-летняя девочка пошла к венцу, а ее приданое — под опеку мужу. Николай действовал решительно — деньгами жены начал погашать свои долги, переводить ее состояние на подставных лиц и отказался выпустить его из под своей руки даже при достижении совершеннолетия Натальи.

Мириться с этим юная супруга не собиралась. Она, заведя любовника, Дмитрия Татищева, тщательно разработала свой побег от постылого мужа в Петербург. Прижитые от мужа и оставленные дети Наталью не смущали — ей важно было вернуть свое.

Вслед беглянке, на имя государыни Екатерины, а потом и Павла I, полетели жалобы на недостойное поведение дочери от матери Натальи. Поддерживал в слезницах тещу и брошенный супруг.

Император в решениях был скор, да и дело было, на первый взгляд, ясное. «Его императорское величество высочайше повелеть соизволил: жену обер-бергмейстера Колтовскаго, Наталью Алексеевну, выслать для житья к матери ея; управлявших имением ея опекунов счесть и на место их определить опекунами кого мать и ближайшие ея родственники изберут…».

Но неожиданно его величество столкнулся с волей более упорной, чем его. Наталья предерзко решила, не подчиняясь высочайшему решению, просить личной аудиенции. Льстивым и униженным прошением она сумела добиться не только приема у Павла, но и совершенно очаровала эмоционального императора.

Расположение Павла поменяло все. Из опальной и осуждаемой женщины Наталья превратилась в объект восхищения и лести. Опекуном ее стал Гавриил Державин, который, безоглядно влюбившись в молодую красавицу, полностью поддержал ее уход от постылого мужа.

Дело довели даже до рассмотрения в Сенате, но прошло долгих тридцать лет тяжб, скандалов и семейных войн, прежде чем Наталья Колтовская сумела получить в управление свое состояние.

К тому времени она уже была вдовой — муж умер в в 1819 году. Мать, с которой она яростно боролась за опеку над своим состоянием, — через три года. Филацета в завещании обошла строптивую дочь, и та снова кинулась в тяжбы, уверяя, что завещание фальшивое.

Дмитрий Татищев бросил свою невенчанную спутницу, горько сожалея об их связи, и женился на другой. Двое внебрачных сыновей Натальи, рожденных от связи с ним, стали Соломирскими — по фамилии его далеких предков. Были ли они сыновьями императора?

Увы, даты их рождения опровергают этот красивый миф. Получив от неугомонной матушки во владение уральские заводы, сыновья приумножили их славу и мощь.

Сама Наталья до конца жизни сохранила свое очарование, которое помогло удержать богатство, но не счастье.

Оцените статью