Наверное, ни для кого не секрет, что Надежда Крупская тесно дружила со своим личным секретарем Верой Дридзо. Так вот, именно этой женщине, по мнению некоторых историков, Надежда Константиновна и сказала свои последние слова.
Скромный юбилей
Жизнь Надежды Крупской оборвалась 27 февраля 1939 года, на следующий день после того, как она отметила 70-летний юбилей. Отчасти из-за этого её смерть некоторые исторические исследователи считают загадочной.
Особенно если учитывать тот факт, что Крупская планировала выступить с речью на XVIII съезде ВКП(б) и, возможно, в своем выступлении она бы высказалась против политики Сталина. Не секрет, что у жены вождя революции с вождем народов были не очень хорошие отношения.
В преддверии своего юбилея Крупская приехала в Архангельское. Несмотря на то, что день рождения у неё 26 февраля, гости из партии с поздравлениями пожаловали уже 24 февраля. Надежда Константиновна не ожидала прихода гостей, поэтому стол накрыла весьма скромный. Гостей она угощала пельменями и киселем.
Подозрительный торт
Хотя во многих изданиях говорится еще о торте, присланном Сталиным. Это обстоятельство и послужило причиной появления версии, что Крупскую отравили. Хотя этот торт она ела не одна.
В одном из источников говорится, что вскоре после застолья Надежда Константиновна почувствовала себя дурно, а к вечеру у нее нестерпимо разболелся живот. Также беспокоили тошнота и рвота. Как позже вспоминала Вера Дридзо, находившаяся в тот день с Крупской: «Положение оказалось серьезным, поэтому Надежду Константиновну сразу же увезли в больницу».
Горячий привет от партии
Вообще, Вере Дридзо в этой истории можно отвести одну из ведущих ролей. В некоторых исторических работах прилагаются архивные документы, по данным которых Дридзо лично беседовала с врачом кремлевской больницы о самочувствии Крупской. В этих же документах указано, что значимых изменений в состоянии больной в тот момент замечено не было.
Состояние больной ухудшилось еще и потому, что врач Коган, прибыв на вызов, посоветовал пациентке прогревать живот грелкой с горячей водой. По некоторым версиям, у Крупской произошел разрыв аппендикса, а при нем тепло категорически противопоказано.
Сначала доктора думали, что у Крупская просто отравилась. Но все предпринятые меры, которые обычно помогают при пищевом отравлении, оказались бесполезными. Состояние Крупской было далеко не самым лучшим. Это было хорошо известно «верхам».
Тем не менее, по словам Веры Дридзо, в «Правде» было опубликовано следующее послание от ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР:
«Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР в день Вашего семидесятилетия шлет Вам — старому большевику и другу Ленина — горячий привет. Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР желают Вам здоровья…».
Вердикт врачей
Только на следующие сутки после кончины Надежды Крупской в газете «Правда» вышла заметка о то, что она тяжело заболела и умерла. В газете сообщалось, что резкое снижение сердечной активности не позволило докторам прооперировать Крупскую. А тем временем болезнь продолжила прогрессировать, и уже 27 февраля супруга Ленина скончалась.
Врачи пришли к выводу, что у Надежды Константиновны был тромб в кишечнике, из-за которого воспалилась брюшина. Это и привело к тому, что вечером 26 февраля она потеряла сознание.
Последние слова
После этого Крупская уже не приходила в сознание. Но историк Борис Соколов утверждает, перед тем как Надежда Константиновна впала в забытье, она эмоционально сказала:
«Что на свете делается!».
Эти слова были последними в жизни Крупской. И адресованы они были её подруге и помощнице – Вере Дридзо.
По утверждению Соколова, Дриздо тогда рассказала Крупской о приветствиях партии, напечатанных в газете. Слушая все это, и пребывая в сильном удивлении, Надежда Константиновна навсегда закрыла свои глаза.