Михаил Кононов запомнился зрителям, в первую очередь, ролями Нестора Петровича в «Большой перемене» и космического пирата в «Гостье из будущего». Кстати, пират из него получился забавный, а не страшный: в облике Кононова не было ничего злодейского. 25 апреля исполнилось 83 года со дня рождения артиста.
Доброе лицо безобидного ребёнка, наивные голубые глаза. Тем удивительнее воспоминания тех, кто знал актёра лично: они утверждали, что ангельская внешность была обманчива.
Никто не хотел с ним дружить
Михаил начал играть ещё на школьной сцене. У него отлично получалось, и никто не сомневался: он станет артистом! И позднее, в Щепкинском училище, его считали одним из самых талантливых студентов. Только вот друзей у него не было — поговаривали, что с ним крайне сложно найти общий язык из-за тяжёлого характера. Один Олег Даль с ним общался — они были чем-то похожи.
Кононова приняли на работу в Малый театр, но он уволился оттуда через несколько лет. По одной версии, причиной стала большая загруженность в кино — ведь его активно снимали, от предложений отбоя не было. По другой — неуживчивый характер: рассказывали, что не репетициях молодой актёр частенько позволял себе спорить с режиссёрами и озвучивать обидные реплики.
Внешность подростка
Что ж, он не расстроился: снимали его в самом деле охотно. У Кононова была удивительная внешность: даже в 25 лет он смотрелся школьником-подростком, и это детское лицо, наивное и доброе, не менялось с годами. Поэтому и роли ему доставались специфические: он играл бесхитростных персонажей, простоватых, недалёких, иногда с налётом трагикомичности.
После роли учителя Нестора Петровича в фильме «Большая перемена» Кононов прославился на всю страну. А ведь поначалу главного героя должен был сыграть Евгений Стеблов, эту роль писали специально для него. Стеблов, впрочем, отказался, и тогда Нестора Петровича предложили сыграть Андрею Мягкову.
Тот выдвинул условие: взять на роль Светланы Афанасьевны, учительницы литературы, его жену Анастасию Вознесенскую. Режиссёр Алексей Коренев не был согласен с этой кандидатурой, и Мягков тоже отказался.
Называл режиссёра бездарностью
Кононов, которому предложили роль, сначала воспринял сценарий в штыки: сказал, что не будет сниматься в этой глупой истории. Коренев всё же убедил его, но потом много раз пожалел об этом: выяснилось, что все слухи о трудном характере актёра — вовсе не слухи. Кононов спорил по каждому поводу, настаивал на собственной трактовке образа, не стеснялся называть режиссёра и актёров «бездарностями»…
Как рассказывала в документальном фильме «Михаил Кононов. Против всех» дочь режиссёра, актриса Елена Коренева: «Миша вёл себя на площадке как актёр, который категорически не доверяет режиссёру. Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм».
Актрисе Наталье Богуновой, игравшей Светлану Афанасьевну, не раз приходилось плакать из-за своего партнёра. Сам Кононов терпеть не мог своего Нестора Петровича. Позднее он писал в воспоминаниях, что сценарий был совершенно бездарным и что «Большая перемена» получилась успешной только благодаря созвездию талантливых актёров, которые в фильме снялись.
Домашний диктатор
Многие коллеги понимали: Михаил Кононов в жизни — абсолютно другой человек, он ничем не напоминает своих экранных персонажей. По словам Евгения Стеблова в фильме «Михаил Кононов. Против всех»: «У него была страстная натура, но он всегда себя прятал в оболочку такого милого мальчика.
У него было расхождение такой мальчишеской внешности с его внутренним миром, достаточно зрелым, определённым, иногда ожесточённым». Кто знает, возможно, многогранный талант этого актёра раскрылся бы и с других сторон, возможно, он сыграл бы нечто серьёзное, трагичное, отвечавшее его натуре, его глубине.
Но Михаила постоянно отвлекали от творчества проблемы, которых в его жизни было предостаточно. Для начала его мама не приняла невестку. А ведь артист полюбил свою Наташу всем сердцем! Правда, для самой Наташи жизнь с Михаилом довольно быстро превратилась в какое-то вынужденное затворничество, лишённое радостей.
Он сначала запретил ей кататься на лыжах и работать фотомоделью. Потом отвадил от дома всех друзей, потом заставил уйти с радио, где она работала… Словом, постепенно Наталье пришлось отказаться от всего, что ей в жизни было дорого и интересно.
Не хотел детей
Что же касается мамы, то она буквально изводила Михаила претензиями: не хотела мириться с его выбором жены. И однажды, прямо в день рождения сына, покончила с собой. Это стало сильным ударом для актёра. Он то и дело срывался на жену, упрекая её во всём. Наталье пришлось забыть обо всём, каждую минуту посвящая требовательному мужу.
И детей он не хотел — чтобы жена не отвлекалась на них, чтобы он оставался для неё на первом месте. А для него на первом месте оставалось творчество. Среди множества нелюбимых им ролей были и те, которые он считал удачными: например, своей лучшей работой актёр называл Фому в картине «Андрей Рублёв».
В конце 80-х начали снимать совсем другое кино, и для Кононова участвовать в этом было недопустимым: он был иначе воспитан, у него была другая система культурных ценностей, другой уровень. Денег не хватало. Пришлось продать квартиру в столице и перебраться в деревню.
Новые роли появлялись всё реже. Последней его работой стала роль Спиридона Егорова, которую он исполнил в сериале «В круге первом» в 2006 году. В то время Кононов уже боролся с серьёзной болезнью, но никому об этом не рассказывал. В июле 2007 года его не стало.
Подвело сердце — актёр много раз лежал в больницах с инфарктами, и, когда началась пневмония, изношенное сердце просто не справилось. По мнению Инны Чуриковой и других его коллег, Михаил Кононов был по-настоящему гениальным актёром, который так и остался недооценённым.
Он сам называл себя «закрытым, как шкаф», «одиночкой». Но для зрителей Кононов навсегда остался милым, бесхитростным и наивным добряком — так хорошо он умел их играть.