«Страшненькая девочка Фаня с папой-миллионером»: Фаина Раневская и ее одиночество по жизни

Фаина Георгиевна говорила: «Если бы я села писать мемуары, то это была бы жалобная книга с названием “Судьба-шл**а”». Правда ли, что из-за сложных отношений в детстве с отцом-миллионером великая актриса всю жизнь ненавидела мужчин? Раневская ни разу не была замужем и не родила детей – это было вынужденное положение, или ей просто нравилось одиночество? Давайте попробуем разобраться.

15 августа 1896 года в Таганроге в зажиточной еврейской семье появилась на свет девочка Фаня (Фанни Гиршевна Фельдман). Фельдманы жили в роскошном особняке на одной из центральных улиц. Помимо дома в собственности семьи числились фабрика красок, строительный магазин и собственный пароход.

Отец считал Фанни дурнушкой и нещадно критиковал. Дело усугублялось еще и тем, что старшая сестра Белла росла очаровательной красоткой, которой восхищались все окружающие.

Фаня не умела защититься перед холодной жесткой критикой отца и стала сильно заикаться. Она почти не общалась со сверстниками, у нее не было друзей и подруг. В гимназии она не прижилась, и с тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом. Фанни получила приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала книги.

В 13 лет Фаина увидела спектакль «Вишневый сад», игра актеров настолько поразила ее, что захотелось и самой выступить на сцене. Она была убеждена в своей невзрачности, и к тому же заикалась. С удивлением она обнаружила, что если заучить текст и внутри себя представить, что ты больше не Фанни, а персонаж из книги, и говорить от его имени, то заикание пропадало.

Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями.

В 1915-м Фанни Фельдман уехала в Москву.

Богатый отец-фабрикант не дал дочери ни копейки. Немного денег тайком дала мама. Фаина бы пропала в Москве, если бы не ее оптимистичный характер и чувство юмора. Она умела искрометно шутить и могла поддержать разговор на любую тему – годы, просиженные за книгами, не прошли даром. Ее спонсировала педагог Павла Леонтьевна Вульф, поверив в девушку и безвозмездно оплачивая ей квартиру и еду.

«Ты — вся моя жизнь!» — писала Фаня в письмах Павле Леонтьевне, которая была старше ее на 18 лет. Внука Павлы Лешку Раневская считала своим и называла мой эрзац-внук».

Великая Фуфа, как звали актрису коллеги, никогда не была замужем, не имела детей и свою женскую долю называла «унитазной».

В юности Раневская была влюблена в актера Василия Качалова. Фаня старалась не пропустить ни одного его спектакля, а однажды встретила своего кумира в кондитерской. Нужно было срочно обратить на себя внимание великого актера, пока тот не вышел. И Раневская не придумала ничего лучше, как сделать вид, что поскользнулась, и красиво упасть в объятия мужчины.

Качалов ее не поймал, он отшатнулся. Фаина плюхнулась на пол, больно ударившись головой. Очнулась несколько мгновений спустя и, увидев в нескольких сантиметрах склоненное над ней лицо Качалова, снова потеряла сознание.

После этого случая они познакомились и стали друзьями. Раневская понимала, что соперничать с его любовницами – красивыми и яркими – она не может. Вдобавок ко всему он еще и был женат.

Долгое время считалось, что личная жизнь Фаины Раневской не складывалась из-за ее непривлекательной внешности.

Актриса и сама старательно поддерживала эту версию, хотя за ее спиной ходили слухи о ее нетрадиционной ориентации (подозревали в любовных связях с актрисами Людмилой Целиковской, Верой Марецкой, Татьяной Пельтцер, Любовью Орловой, поэтессами Мариной Цветаевой, Анной Ахматовой и Софьей Парнок). За такое в СССР можно было не только лишиться работы, но и получить реальный тюремный срок.

В 1917 году семья Фельдман эмигрировала в связи с политической обстановкой в стране. Фаина же осталась в Москве. С тех пор с отцом и матерью она не общалась. Правда, с сестрой Беллой они поддерживали переписку и уже гораздо позже, аж в 1961 году, Изабелла после смерти своего мужа-француза приедет к младшей сестре в Москву доживать свой век.

Изабелла представляла себе: её знаменитая сестра живёт примерно так же, как зарубежные звёзды. Шикарный дом, прислуга, всеобщее почитание. Как же она ошибалась!… Небольшая квартирка Фаины, в которой им теперь пришлось жить вдвоем, вечные очереди в магазинах, невозможность купить качественные вещи – Изабелла из Парижа окунулась в реалии советской Москвы, и ей пришлось привыкать к этому.

Со всем этим Изабелла Аллен могла бы смириться. Но тяжелее всего ей давалось принятие собственного одиночества в обществе родной сестры. В 1962 году Изабелла заболела, ее состояние было вызвано онкологическим процессом. Через три года она скончалась.

Раневская была по большей части театральной актрисой, придя в кино уже в зрелом возрасте – ей было 38 лет. В своем третьем фильме «Подкидыш» ее героины произнесет фразу, которая станет крылатой, и которую впоследствии будет произносить даже сам Брежнев – «Муля, не нервируй меня!».

В годы ВОВ Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Исидора Анненского, и это снова был успех.

Скончалась великая Фаина Раневская в июле 1984 года в Москве, причиной смерти стал инфаркт, отяжеленный пневмонией. Последние годы с ней жила собака по кличке Мальчик. Актриса подобрала Мальчика на улице – избитого злыми людьми, грязного и голодного, и выходила его.

«Бессонными ночами Раневская читала Мальчику французских лириков и русских классиков. Вероятно, это была самая начитанная собака на свете!» — вспоминали соседи актрисы.

Днем Фаина Георгиевна брала Мальчика в театр, потому что он не мог оставаться дома один, скулил и грыз мебель. Ради этого облезлого пса Фаина Георгиевна отказывалась от санаториев и домов отдыха. Он был её единственной отрадой, лекарством о одиночества на склоне лет.

Оцените статью
«Страшненькая девочка Фаня с папой-миллионером»: Фаина Раневская и ее одиночество по жизни
Ночь с последствиями