Они были самой известной супружеской парой советского кино. Идеальной и блистательной. Оба – Народные артисты СССР, лауреаты Сталинских премий. Знаменитый кинорежиссер Григорий Александров. И первая звезда советского кино 30-40-х. – Любовь Орлова. Вместе в жизни, на съемочной площадке, на публичных мероприятиях. Единое целое. На протяжении 40 лет.
А началось все в 1933 году. Для своего первого фильма «Веселые ребята» Григорий Александров долго не мог найти актрису на главную роль. Говорят, что и Орлову он утвердил не сразу. Первоначальные пробы она не прошла.
А вот когда Григорий Александров увидел на сцене музыкального театра при МХАТе, как Орлова блистала в спектакле «Перикола», он сразу и бесповоротно был покорен ее талантом, обаянием, женственностью и понял, что лучшей кандидатуры для его фильма нет. Молодого режиссера не смутило и то, что его выбор не всем был понятен.
Ведь 30-летней актрисе предстояло играть 18-летнюю героиню. Среди сомневающихся был и исполнитель главной роли Леонид Утесов, который бесцеремонно спросил режиссера: «Где ты нашел эту старую калошу?». Да и, вообще, как утверждают многие, Утесов недолюбливал Орлову. И она отвечала ему тем же.
«Веселые ребята» стали триумфом для Орловой. Режиссер в этом фильме полностью сместил акценты на актрису: изменил сценарий в ее пользу, дал ей больше экранного времени.
А сама Орлова влюбилась в Александрова с первого взгляда. Позже она вспоминала: «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога – и все было кончено».
Во время съемок «Веселых ребят» начался их роман. А после окончания работы они поженились. Ему было 30 лет, ей – 31.
Оба были людьми опытными в вопросах семейной жизни.
Александров завязал романтические отношения с Орловой, будучи свободным человеком. Он давно расстался с женой-актрисой. Был сын Дуглас, который воспитывался в детском доме: мать жила своей жизнью и ребенком не занималась.
А вот у Орловой личная жизнь была еще богаче. Она была разведена с первым мужем, крупным советским чиновником и жила с австрийским инженером и импресарио Францем. Вот с этим-то Францем ей крупно повезло.
Дело в том, что гражданский муж Орловой регулярно наезжал в Гагры, где шли съемки фильма, чтоб поддержать супругу. Но увидев, что отношения Любови и Александрова выходят за рамки служебных, молча покинул Гагры и исчез из жизни Орловой навсегда.
С «Веселых ребят» начался «звездный» путь Орловой. Картина имела успех и за рубежом, удостоившись в 1934 году приза Венецианского кинофестиваля. Чарли Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».
Потом у Александрова-Орловой были и другие фильмы. Навсегда их прославившие. Самые известные из них – «Цирк», «Светлый путь», «Волга-Волга», «Весна».
Конечно, вокруг известной пары витало немало сплетен, домыслов. Многие считали, что для Орловой это был брак по расчету, ведь именно Александров сделал ее звездой. Даже говорили о фиктивных отношениях знаменитой пары.
Это подтверждали и слухи о том, что супруги спят в разных спальнях, называют друг друга на «вы», а Орлова появляется даже дома перед мужем только «при полном параде», с прической и макияжем.
Да и то обстоятельство, что у Александрова-Орловой не было детей для многих тоже было доказательством того, что со знаменитой парой что-то не так. К тому же говорили, что Александров позволял себе связи «на стороне». Вообще, ему приписывали романы даже с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, правда, еще до встречи с Орловой.
А об Орловой и вовсе говорили, что она состоит в близких отношениях с самим Сталиным…Ходила легенда, будто однажды отец народов как бы в шутку заявил Александрову о том, что если он хоть чем-то обидит Орлову, то будет расстрелян.
Тем не менее, люди, близко знавшие эту пару, утверждали, что их отношения наполнены искренней любовью, заботой и взаимопониманием.
Например, известно, что конце 1930-х гг. Любовь Орлова начала злоупотреблять алкоголем. И именно Александров помог ей избавиться от пагубной привычки.
Она же была ему преданна как актриса: снималась только у Григорьева. И в семейной жизни окружала мужа заботой, вниманием. Ограждала от забот повседневной жизни. А еще она хранила все-все его записки. Даже такие простые, как «Буду в шесть» или «Заеду после восьми».
А их семейные традиции просто впечатляют!
Например, рассказывали, что у супругов было самое любимое место на земле — дача во Внуково. Там они и жили практически всегда, когда не требовалось постоянного присутствия в Москве. И был у них особый весенний день, когда они оставались вдвоем, праздновали, отменяя все дела независимо от их важности. Что знаменовал этот день – знали только они одни….
И Новый год они встречали всегда вдвоем на той самой даче. Здесь был свой ритуал. За пять минут до Нового года они из года в год совершали одно неизменное действие. Под бой курантов выходили из дома и шли по заснеженной лесной тропинке вперед, до тех пор, пока не вступали в Новый год.
В лесу у них была особая скамья, на которой они сидели несколько минут, выпивали по бокалу шампанского и возвращались домой.
Конечно, рассудочность, некоторый расчет присутствовали в этом браке. Расчет совместного головокружительного успеха и счастливого солидарного творчества. И что в этом дурного?
Александров стал для Орловой настоящим Пигмалионом. Встреча с Григорием Александровым определила творческую и житейскую судьбу актрисы. Именно рядом с этим человеком по-настоящему раскрылся ее талант, начался феерический взлет ее артистической карьеры, она стала подлинной звездой.
Именно Александров «вылепил» из брюнетки Орловой ослепительную примадонну-блондинку по образу Марлен Дитрих, которая была для него идеалом.
Именно Александров окружил Орлову невероятным вниманием кинотворца: ставил ей каждый жест, каждый поворот головы, определял ракурсы, в которых она наиболее выгодно смотрится. А для кинозвезды это очень важно.
Многие ставили ему это в упрек. Например, наставник Александрова, великий Сергей Эйзенштейн, открыто иронизировал по поводу того, что Орлова – центр кино-вселенной Александрова. А после съемок «Цирка» окрестил тройку его создателей – режиссера Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача – «Орловскими рысаками»….
Впрочем, все это, наверное, из-за зависти. Ведь Александров и Орлова долгое время просто купались в лучах славы. Им было дозволено многое. Например, свободно выезжать за границу. За рубежом они были лицом советского государства. Красивые, элегантные, светские. Орлова так и вовсе свободно говорила на французском и немецком языках, а на светских раутах и официальных приемах была как рыба в воде.
Закат славы сиятельных супругов начался в середине 1950-х гг.
Орлова выступала на сцене Театра Моссовета, но лучшие роли уже доставались молодым актрисам. Александров руководил объединением на «Мосфильме» и преподавал во ВГИКе. Но фильмов, потрясающих воображение народа, больше не снимал. В 1960 году, пытаясь вернуть былую славу, Александров снял фильм «Русский сувенир» с Любовью Орловой в главной роли.
Но фильм оказывается настолько неудачным, что его положили «на полку». А киноленту «Скворец и Лира» 1974 года и вовсе многие называли нелепой ошибкой режиссера: 70-летняя Орлова играла 25-летнюю героиню, что даже при ее великолепных внешних данных выглядело комично. В результате фильм не выпустили на экраны, что подкосило актрису окончательно.
*
В начале 1975 г. Любовь Орлова скончалась. Потеря женщины, с которой Григорий Александров прожил четыре десятка лет, тяжело сказалось на нем. Он впал в глубокую депрессию. Обострились болезни.
Через некоторое время после ухода Любови Орловой умер сын Александрова Дуглас. А вскоре всех потрясла новость о том, что Александров женился на…вдове сына, Галине. Но на самом деле именно этот брак и был фиктивным. Престарелому режиссеру попросту нужна была медсестра и помощница по хозяйству. А еще Александров заботился о том, чтобы у него остался законный наследник.
В 1983 году Григорий Васильевич Александров, выдающийся советский режиссер, покинул этот мир в возрасте 80 лет, пережив свою супругу, Любовь Орлову, на 8 лет.
Незадолго до смерти в память о своей жене он написал сценарий и вместе с молодым начинающим кинорежиссером Еленой Михайловой поставил художественно-документальный фильм, названный однозначно: «Любовь Орлова». Это был его последний долг, отданный любимой женщине.