Здоровье не купишь, но заработать его можно!
Мы можем сколько угодно иронизировать над лечебным голоданием и солнечными ваннами, – но вот перед нами наглядный пример человека, который жил по этой теории. Да еще как жил!
Поль Брэгг родился в 1895 году в США, в штате Вирджиния, и начал свой жизненный путь с того, что переболел всеми детскими инфекциями своего времени. Чем его только не лечили, включая популярные в те годы и невероятно токсичные препараты ртути, буквально убивающие печень и почки ради мифической «стимуляции обмена»! В результате активного лечения к одиннадцати годам он заболел туберкулезом.
Что могли предпринять отчаявшиеся родители в начале XX века, когда антибиотиков и в помине не было? Только водить по врачам и кормить, кормить и еще раз кормить – самым лучшим, самым жирным и питательным.
Одним из популярных рецептов лечения туберкулеза в те годы был растертый с десятью столовыми ложками сахара желток шести яиц, залитый взбитыми сливками, посыпанный корицей и тертым шоколадом, который принимали три раза в день.
Но несмотря на усиленное питание и консультации профессоров, туберкулез у мальчика прогрессировал. Наконец все американские врачи дружно признали его безнадежным и велели родителям готовиться к худшему. Отчаявшийся папа отвез сына в Европу, к знаменитому швейцарскому доктору Августу Роллье.
Ученые собратья терпеть не могли Ролье за пристрастие к нетрадиционному в те годы лечению под названием «гелиотерапия» – исцеление солнцем. Доктор перевел подростка на диету из фруктов – «в них много солнца» — и отправил в Альпы, где мальчик провел два года, загорая на горном солнышке. И полностью выздоровел.
С тех лет у него осталась стойкая неприязнь к жирному, мясному, сладкому и молочному, к туго набитому желудку — и любовь к яркому свету и движению. Он всю жизнь обожал солнце и горы, поселился в самом солнечном штате Америки – Калифорнии, имел второй домик в пустыне и объездил все пляжи мира, где непрерывно загорал, не думая о вреде ультрафиолета.
Как многие бывшие больные, он решил посвятить себя спасению других. Но — не лекарствами, не операциями, а здоровым образом жизни. Он выучился на физиотерапевта. Так называется медик, исцеляющий физкультурой, массажем, солнцем и воздухом.
То, что вернуло его к жизни, превратилось в основу его философии – мало кушать, много двигаться, раз в неделю очищать организм суточным голоданием, несколько раз в год устраивать длительные, под наблюдением врачей, голодовки. Основа питания: примерно 60% – фрукты, овощи, семечки и орехи, остальное – натуральные, нерафинированные продукты.
Он ничего никому не запрещал и не считал себя вегетарианцем. Ему просто не хотелось ни мясного, ни молочного. Но если к мясу его временами тянуло и он себе в нем не отказывал, то ненавистные с детства молоко и сливки, напоминавшие о смертельной болезни, никогда не попадали в его рацион.
Он никогда не завтракал и считал завтрак глупостью – организм и так за ночь отдохнул, набрался сил, ни к чему с утра тупеть от еды. Он всегда вставал очень рано и несколько часов гулял по горам, купался в океане или ездил верхом, а потом – к одиннадцати, съедал немного фруктов, через час – салат из сырых овощей.
В самолете, при долгих перелетах, он уходил подальше в хвост салона и там сосредоточенно, часами, бежал на месте. В отелях, расположенных в центре города, он как ветер носился по коридорам и лестницам.
Одной из первых пациенток Поля была младшая и любимая сестренка Луиза, преподавательница высшей школы. Она отличалась совершенно неприличной худобой и страстно мечтала пополнеть. Что она только ни ела – ветчину, мороженое со сливками, каши, жирные соусы, – все было бесполезно.
Тощая и плоская, как жердь, Луиза страдала от упадка сил, слабости, с трудом справлялась с нагрузкой в школе и тщетно мечтала о собственной семье и детях.
Тогда за дело взялся Поль – и начал с лечения худобы недельным голоданием: «Ты полагаешь, у тебя нет аппетита? Ну и не ешь, коли его нет!» При этом он заставлял ее двигаться, часами гулять на воздухе, пить чистую воду. Вышла из голодания она со зверским аппетитом и налегла на рекомендованные братом фрукты, семечки, овощные салаты с ореховым маслом, свежие соки.
Через три недели последовал повторный, десятидневный, курс голодания, после которого девушка полностью переключилась на непривычную для нее и поэтому невероятно вкусную растительную пищу.
Она изменилась за несколько месяцев – формы округлились, волосы стали пышными и блестящими, кожа разгладилась и навсегда исчезли жалобы на слабость и вялость. Через год она вышла замуж, а еще через год – родила.
Поль Брэгг жаждал поделиться своей правдой. Он ездил по всему миру и кричал: «Люди, как это просто – быть здоровым, ну посмотрите же на меня!» А посмотреть было на что.
Он удачно женился, завел пятерых детей, ввел в обиход понятия «здоровый образ жизни» и «фитнесс», открыл первый в мире магазин здорового питания и первый в мире ресторан здоровой пищи, учил правильно жить знаменитых спортсменов вроде трехкратной олимпийской чемпионки Мюррей Роуз и кинозвезд, например, Клинта Иствуда.
Поль не знал, что такое тревога. Он успешно разрешал все свои проблемы по мере их поступления и вырастил себе великолепную помощницу в лице дочери Патриции, в чьи надежные руки передал дело своей жизни. А его многомиллионное состояние приумножалось вроде бы без особых усилий – как побочный эффект веры в свое учение и пропаганды здорового образа жизни.
Вообразите себе величественное зрелище – на гребне штормовой океанской волны, подобно Посейдону, несется на доске для виндсерфинга 81-летний старец, не справляется с коварной стихией и находит свою кончину в полосе грохочущего прибоя. Великолепный финал для жизни, не правда ли?
После него остались двенадцать внуков и четырнадцать правнуков. Во время вскрытия, обязательного по закону для жертвы несчастного случая, врачи были поражены – состояние сосудов и сердца Брэгга соответствовало 40-летнему возрасту, а печень и почки оказались как у 30-летнего.