-Нет! Я не женюсь на ней! — яростно воскликнул 19 летний герцог Анжуйский. — Мало того, что она незаконнорожденная еретичка, так еще и ведет себя как публичная девка.
Сын Екатерины Медичи был в гневе. Он совершенно не собирался становиться пешкой матери в ее хитроумных и меркантильных планах.
В 1570 году королева-мать озадачилась брачными союзами своих детей. Ей хотелось каждому из отпрысков обеспечить блестящий и выгодный брак. Вот только Екатерина Медичи руководствовалась исключительно политическими и материальными составляющими. Ее мало волновали физические или душевные характеристики выбранных для детей партнеров.
Так, для своего сына Генриха, герцога Анжуйского, она выбрала королеву Англии Елизавету. Екатерина Медичи была уверена, что перспектива обладать целым королевством должна сделать ее сына счастливым. Но он был ошарашен предложенной невестой.
Елизавете на тот момент было 37 лет, то есть по возрасту она ему годилась в матери. Но если на это еще можно было закрыть глаза, то герцог был наслышан о кокетстве королевы со своими поклонниками и это ему казалось недопустимым.
Видя, что мать все еще лелеет надежды убедить его на вступление брак с Елизаветой, герцог Анжуйский начал при большом скоплении придворных отпускать язвительные высказывания в адрес королевы Англии.
Екатерина поняла, что ничего не выйдет. Но упускать перезревшую невесту не собиралась, слишком это был лакомый «кусочек». Она села за стол и написала английской королеве письмо, где предложила рассмотреть в качестве жениха другого ее сына — пятнадцатилетнего Франсуа герцога Алансонского.
Елизавета, читая новое предложение, сделала вид будто ничего особенного не произошло. Она согласилась на дипломатические переговоры по поводу брака с младшим сыном Медичи.
Учитывая, что замуж Елизавета не рвалась, то переговоры по поводу брака, затянулись на годы. За это время произошло множество событий, в том числе знаменитая кровавая Варфоломеевская ночь (о ней напишу отдельный материал).
За годы переговоров Франсуа вел переписку с Елизаветой. В отличие от брата, он не собирался отказываться от возможности стать мужем королевы Англии.
В 1579 году Франсуа решил лично встретиться с Елизаветой. На тот момент ему было 24 года, а ей 46 лет. Их встреча была теплой.
Английская королева умела флиртовать с мужчинами и давать им призрачные надежды. Ей ничего не стоило обнадежить герцога. Она прозвала его ласково «мой лягушонок».
Испанский посол докладывал своему королю:
Королева в восторге от Алансона, а он от нее, и как она говорит некоторым из ее придворных, она рада быть с ним знакомой, узнала его с самых лучших сторон, и восхищена им больше, чем любым другим человеком
Франсуа покидал Елизавету в состоянии влюбленности. После их знакомства, его письма стали наполнены страстью. Он был воодушевлен и думал, что свадьба не за горами. Но он ошибался…
У них были новые встречи. Герцог приезжал к ней еще несколько раз. Посол Венеции вспоминал, что Елизавета лично каждое утро приносила Франсуа чашку горячего бульона на завтрак и они долго общались наедине. Дело казалось решенным.
А в феврале 1582 года Елизавета решила поставить точку на их отношениях. Причин у нее было достаточно: английский народ не любил сына французской королевы, Франсуа провел провальное взятие Антверпена, ей нравилась своя устоявшаяся жизнь и супруг ей был не нужен.
Франсуа был очень расстроен. Он уехал в Нидерланды, где стал герцогом Брабантским. Жить ему оставалось немного…
Во время военных походов, сын Медичи заразился непонятной болезнью. Есть предположение, что малярией. 10 июня 1584 года 29-летний герцог скончался.
Его смерть отозвалась в сердце Елизаветы болью. Она надела траур на три недели и ежегодно отмечала годовщину его ухода в мир иной.