Из-за чего Нина Русланова подралась с Кларой Лучко и кто носил её на руках: 7 скандальных историй со съёмок

Она не дожила ровно двух недель до своего 76-летия. В начале ноября актриса попала в ковидное отделение больницы с дыхательной недостаточностью и нарушением сердечного ритма. Увы, спасти ее так и не удалось. Она сыграла более 150 киноролей, и о том, как создавались ее самые яркие образы, можно было бы снять еще один фильм.

Как Кира Муратова стала крестной матерью Руслановой в кино, почему актриса дралась на съемах с Кларой Лучко, и кто носил ее на руках вместе с машиной – далее в обзоре.

«Короткие встречи»

Свою первую – и сразу главную – роль в кино Нина Русланова сыграла в 22 года. К тому моменту она прошла уже большой и непростой путь: свое детство и юность будущая артистка провела в детских домах. Своих родителей она не знала – ее нашли младенцем на полустанке под Харьковом, и точная дата ее рождения неизвестна. Дату 5 декабря она выбрала сама.

Сменив 5 детдомов в Харьковской области, Русланова окончила строительное училище и год проработала маляром-штукатуром на стройке. И для всех окружающих, и для нее самой было очевидно, что артистичная девушка выбрала совсем не тот путь. И тогда Нина поступила в Харьковский театральный институт, а через 2 года ушла оттуда и отправилась покорять столицу. Ей удалось с первой же попытки поступить в Щукинское театральное училище.

Однажды второкурсница Нина спешила на занятия, когда на пороге училища ее остановила незнакомая женщина: «Хотите сниматься в кино?». Ответ был очевидным, но педагоги не приветствовали участия студентов в съемках.

Но незнакомка отправилась вместе с Руслановой к руководству, чтобы добиться разрешения. Ведь именно такой она представляла свою героиню Надю, которая могла среди ночи ворваться в дом любимого мужчины, даже не поинтересовавшись перед этим, не женат ли он.

Крестной матерью актрисы в кино оказалась Кира Муратова – легендарный режиссер. Для нее фильм «Короткие встречи» стал первой самостоятельной полнометражной режиссерской работой, для Нины Руслановой – первым актерским опытом в кино. Да еще и партнером оказался сам Владимир Высоцкий. Правда, о том, что это «сам», Нина тогда не знала – он тоже только начинал свой творческий путь в кинематографе. Актриса вспоминала: «Вёл себя Высоцкий довольно скромно, никогда не выпячивался, хотя песни его уже всюду звучали, да и в «Коротких встречах» они были».

Поначалу Русланова терялась на площадке и совершенно не понимала, что от нее требуется. Тогда Муратова отвела ее в сторону и сказала: «Забудь обо всем, играй как хочешь». Актриса с благодарностью вспоминала эту работу. «Она шла от меня, а не навязывала свою волю… Она гений. А с гением всегда легко работать, потому что он ясен, точно ставит задачу, знает, что требует от актера и про что хочет снимать. Поэтому с Кирой легко», – говорила Русланова.

Дебютантка мечтала о том, что после этой роли проснется знаменитой, что о ней заговорит вся страна. Так и было, вот только дожидаться этого пришлось еще долго. Режиссера обвинили в очернении советской действительности и отправили фильм на полку. Только через 20 лет «Короткие встречи» появились на экране, а Нина Русланова в 1987 г. получила за эту работу премию «Ника» в номинации «Лучшая женская роль».

«Тени исчезают в полдень»

Первая популярность пришла к Руслановой в начале 1970-х гг., когда на экраны вышла 7-серийная киносага «Тени исчезают в полдень». Нине Руслановой тут досталась одна из главных ролей – председателя таежного колхоза Марьи Вороновой. В ее смелой героине сочетались лучшие черты – внешняя красота, целеустремленность, сила воли и характера, самоотверженность, способность любить.

В исполнении Руслановой героический образ не выглядел фальшивым и плоским – она ведь во многом сама была похожа на свою героиню, сильную и самодостаточную. Фильм очень тепло приняли зрители, а впоследствии в честь Марьи Вороновой назвали утес на Урале. Наверное, это лучший памятник, который может быть возведен актерскому мастерству, – когда его герои начинают жить своей жизнью и становятся не менее любимыми в народе, чем сами артисты.

«Цыган»

Всесоюзная слава пришла к Нине Руслановой после роли Катьки в фильме «Цыган». Образ бедовой молодой вдовы, которую односельчане прозвали за ее любвеобильность «Аэропорт», на самом деле не был близок актрисе. За кадром она была совсем не похожа на свою грубоватую и легкомысленную героиню («Ну, Катька, ну, аэропорт! Нежели и этого приземлит?») и в личной жизни отличалась завидным постоянством. А вот темперамент у нее был таким же горячим. Ее коллега Марина Яковлева говорила, что «по энергетике Нина Ивановна – это глыба, тайфун, ураган, мощь!»

В сценарии была прописана сцена драки ее героини с Клавдией – персонажем Клары Лучко – из-за Будулая. В гостинице артистки репетировали эту сцену, «орудуя» мокрыми полотенцами. А на съемочной площадке реквизиторы решили, что в кадре лучше будут смотреться тяжелые мокрые простыни. Две поливочные машины с ледяной водой «организовали» дождь. Актрисы на протяжении 5 часов без передышки отыгрывали эту сцену, а режиссер все никак не был доволен результатом: «Не цепляет! Темперамента маловато!».

О том, что было дальше, Русланова рассказывала: «Честно говоря, мне аж врезать ему захотелось. Но вместо этого я огрела Лучко так, что у нее платье треснуло! Клара опешила, а потом нанесла ответный удар. В общем, бились мы до исступления, до синяков, даже тексты ролей позабывали. Я поскользнулась, упала в грязь, Клара рухнула рядом, обе ревем… Потом две недели синяки не сходили».

После премьеры фильма актрису в буквальном смысле слова носили на руках. Однажды на гастролях в Нижнем Новгороде, когда Русланова ехала из концертного зала на вокзал, им навстречу попался цыганский табор. Они узнали актрису, подхватили машину и несколько метров пронесли ее на руках. «Я тогда впервые почувствовала, что есть народ, которому я нужна», – говорила актриса.

«Зимняя вишня»

Одну из самых ярких своих ролей Нина Русланова сыграла в фильме Игоря Масленникова «Зимняя вишня». В тот период она переживала непростые времена: только ушла из Театра им. Е Вахтангова и даже задумывалась о том, чтобы уйти из актерской профессии – ей казалось, что у нее ничего не получается. Талантливейшей актрисе доставались преимущественно эпизоды, в кино уже давно не было интересных предложений, и «Зимняя вишня» стала для нее настоящим спасением.

Актрисе, которая за кадром смогла построить крепкую и счастливую семью, часто доставались роли женщин с неустроенной судьбой. Такой была и ее героиня в «Зимней вишне», бухгалтер с автобазы Лариса Павловна, которая по поводу брака говорила: «И лезть опять в петлю замужества?» Но именно ей принадлежали и самые трогательные в фильме слова о «зимней вишне» и «нежности нерастраченной». И актриса произносила их так, что у зрителей наворачивались слезы.

Так же, как ее героине, Нине Руслановой в жизни тоже часто приходилось самостоятельно справляться с трудностями, и ее характер был таким же твердым. Вот только ей было на кого опереться – более 30 лет она прожила в гражданском браке с оператором Рафкатом Габитовым.

О своей Ларисе Павловне Русланова говорила: «Нет, я не себя играла. Я на эту героиню не похожа. А вот образ удался!.. Мы втроем здорово дополняли друг друга, потому что были очень разные».

«Собачье сердце»

В фильме Владимира Бортко по одноименной повести Михаила Булгакова актрисе достался образ кухарки в доме профессора Преображенского. И снова роль была не главной, но в исполнении Нины Руслановой любой эпизод становился шедевром. Удивительно, но судьба этого гениального фильма была непростой. После премьеры критики забросали его разгромными рецензиями, и только спустя 2 года режиссер получил Государственную премию – уже после того как фильм завоевал призы в Италии, Польше и Болгарии.

Оцените статью
Из-за чего Нина Русланова подралась с Кларой Лучко и кто носил её на руках: 7 скандальных историй со съёмок
Вера Глаголева: спортивное прошлое, карьера без образования и три успешные дочери