Анастасия Ягужинская из фильмов о гардемаринах: чарующая, таинственная и прекрасная

Несомненно, во многом успех историко-приключенческих фильмов «Гардемарины, вперёд!» (1988г.), «Виват, гардемарины!» (1991г.), созданных по произведениям Нины Соротокиной о России XVIII века, эпохи императрицы Елизаветы Петровны, определен присутствием в них такого яркого и запоминающегося образа, как Анастасия Ягужинская.

Чарующая, таинственная и блистательная, она и впрямь – звезда, как ее называет шевалье де Брильи.

Образ Анастасии Ягужинской волнует сердца многих до сих пор.

Между тем, с этой героиней все не так просто.

Прежде всего, до сих пор идет спор о прототипе Ягужинской. А вот здесь полно загадок.

Родственники Анастасии – реальные люди. Ее мать – Анна Бестужева (урожденная – Головкина). Отец – Павел Ягужинский. Отчим – Михаил Бестужев. А вот с ней самой все куда сложнее. Дело в том, что имя Анастасии Ягужинской, действительно, фигурирует в уголовном деле о государственной измене, в котором была замешана ее мать, Анна Бестужева.

Но на этом и все. Следы Анастасии теряются. Некоторые историки даже считают, что ее и вовсе не было. Другие полагают, что из-за ее показаний от нее отвернулись родственники и обрекли ее на забвение в семейных хрониках.

Также есть версии, что Анастасия по своей воле или по принуждению могла уйти в монастырь или сбежать заграницу, где ее след затерялся. Обе эти версии, кстати, затрагиваются в фильме.

Непросто дело обстоит и с внешностью Анастасии Ягужинской в фильме. Вернее, с ее типажом.

Некоторые историки считают, что внешний облик кинематографической Анастасии…никуда не годится. Дескать, в эпоху галантного века такие барышни красавицами вовсе не считались. Восхищали мужское воображение иные прелестницы: миниатюрные, слегка упитанные, этакие фарфоровые пастушки стиля «рококо».

Мне, например, трудно согласиться с таким мнением, потому что подлинная красота вызывает восторг всегда, даже если идет вразрез с типажом эпохи. Да и насчет типажа – все условно. Если вспомним портрет Ф. С. Рокотова, скажем, Александры Струйской, признанной красавицы того же столетия, то увидим немалое внешнее сходство с Ягужинской.

Ну, и, бесспорно, запомнилась зрителям Анастасия Ягужинская не только своей ослепительной красотой, но и тем, что она личность незаурядная. Неоднозначная, иногда противоречивая.

Да и какой ей еще быть, если судьба не милостива к ней.

Родовитая, богатая девушка, она в один миг становится изгоем. Из-за неосторожного и легкомысленного поведения своей матери Анастасия теряет все привилегии и преимущества, положенные ей по происхождению. И остается, по сути, одна. Во власти случайных спасителей, попутчиков…

На первый взгляд, Анастасия и надменна, и неприступна, как и положено девушке аристократического происхождения. Ее властность, даже заносчивость могут напугать кого угодно, хоть и опытного де Брильи (в блистательном исполнении Михаила Боярского). А влюбленный в нее Саша Белов (Сергей Жигунов) и вовсе говорит: «Любить Ягужинскую – это всё равно что пылать страстью… к звезде!».

Но Анастасия может быть разной.

Например, простой и демократичной в общении с гардемаринами.

Ее холодная неприступность вовсе не исключает игривого лукавства. Как она ловко водит за нос искушенного шевалье де Брильи!

А какое бесстрашие проявляет она, когда смело вступается за сторожа, избиваемого де Брильи, при этом не боится признаться: «Это я выкрала бумаги!»!

В фильме неоднократно подчеркивается, что воспитанная в строгих правилах аристократического русского дома Анастасия склонна к рискованным приключениям (чего стоит история ее побега с де Брильи). Впрочем, как и положено настоящей героине авантюрного века.

Но вместе с тем, в Анастасии постоянно прослеживается тяга к наследию предков. Чего стоит эпизод, когда эта гордячка буквально слезно упрашивает Сашу Белова передать согласно русской традиции палачу матери заветный крест…

Да и последующие коллизии сюжета подтверждают: Анастасия, несмотря на то, что в западноевропейские интерьеры вписывается преотлично и заморские наряды носит с шиком, – в душе абсолютно русский человек. Ведь она явно не желает покидать родину вместе со своим французским спасителем.

Да и помогает гардемаринам выполнять тайное задание Бестужева не только ради личного блага (чтоб облегчить участь своей опальной родни), но и во имя интересов Отечества.

И в то же время во всем этом сквозит еще одно противоречие (не знаю, мною только замеченное или очевидное другим?).

Дело в том, что Анастасия, столь гармонично сочетаемая согласно сценарию с правильным своим русским возлюбленным, как мне кажется… вовсе ему не подходит. Вот смотришь на нее рядом с благородным и отважным Сашей Беловым и понимаешь: какой-то никчемный и блеклый он на ее фоне. И старше, и значительней его Анастасия выглядит. И как личность она ярче.

Другое дело, темпераментный и шельмоватый де Брильи. С Анастасией они враждебны друг другу. Такие разные. Однако нечто неуловимое, даже необъяснимое, их роднит. Наверное, поэтому они так отлично вместе смотрятся в кадре. Да и Анастасия очень неоднозначно относится к де Брильи. Помните, как она не скрывает своего горя, когда тот погибает…

Вот такой сложный образ прекрасной женщины с непростой судьбой и противоречивым характером и создала в свое время молодая актриса, вчерашняя студентка, Татьяна Лютаева.

Режиссер фильма о гардемаринах Светлана Дружинина очень долго искала исполнительницу роли Анастасии Ягужинской. Требования к кандидатуре включали в себя аристократичную внешность, красоту, также в актрисе должна была присутствовать некая загадка. Все это Светлана Дружинина увидела в молодой Лютаевой, когда та играла в своем дипломном спектакле.

Утверждение на столь интересную роль для молодой актрисы было очень лестно. Но впереди ждали огромные трудности. Лютаевой недоставало профессионального опыта, многому приходилось учиться буквально на лету. Было трудно и физически.

Вскоре после начала съёмок актриса вышла замуж и забеременела. Костюмеры ловко маскировали изменение фигуры актрисы пышными платьями, а операторы снимали её с нужного ракурса.

И все же Татьяна Лютаева справилась. Образ блистательной и недостижимой, манящей и таинственной Анастасии Ягужинской ей удался.

Потом были у актрисы и другие роли. Но ни одна так и не смогла сравниться с великолепной Анастасией.

Оцените статью
Анастасия Ягужинская из фильмов о гардемаринах: чарующая, таинственная и прекрасная
Из балерины в поэтессу. Как жила и ушла «переводчица с детского» Агния Барто