Ию Арепину (1930 -2003) часто причисляют к «жертвам» всемогущего Ивана Пырьева, называют актрисой одной роли и глубоко несчастным в личной жизни человеком. Но так ли это? Разве это не удача — сыграть в 28 лет Машу Миронову в фильме по знаменитой повести А. Пушкина? И остаться ею навсегда в сердцах миллионов зрителей? Иметь детей и внуков?
В юности я, как и многие, собирала фотографии артистов. Думаю, у каждого в коллекции обязательно был портрет красавицы Ии Арепиной.
«Непосредственность номер один»
Ия Арепина — уроженка Ардатова (республика Мордовия), расположенного на реке Алатырь. Она была седьмым ребенком в многодетной семье, которой тяжело пришлось в годы Великой Отечественной.
Актриса всегда помнила ощущение голода и рассказывала, как подростками их частенько переправляли на другой берег реки «пастись». Девочка торговала укропом, чтобы ходить в местный ДК, где крутили кино. И мечтала стать актрисой.
Накопив деньги, в 17 лет отправилась в Москву и с первого раза поступила во ВГИК. Разве это не удача?
При этом перед приёмной комиссией девушка предстала в весьма нелепом виде: толстые шерстяные носки, вязаная кофта, подпоясанная ремнём, и нарисованные черным карандашом брови поверх белёсых. На вопрос комиссии, откуда у блондинки черные брови, едва не расплакалась:
Ну и что, у всех есть брови, а мне что, нельзя?
На курсе Ию звали «непосредственность номер один». Она долго не догадывалась, что из общежития до института можно ездить на трамвае. Преодолевала весь путь пешком, запасаясь батоном, который жевала по дороге, называя «большой булкой».
Тем не менее Ия Арепина одной из первых на курсе снялась в настоящем кино — в роли Вари в «Степных зорях» (1953). Там же познакомилась с кинооператором Юлием Куном, который стал ее первым мужем и отцом сына Юлия. Кстати, первый супруг — племянник знаменитого Николая Куна, подарившего нам «Легенды и мифы Древней Греции».
Сыграв Тоню Журбину («Большая семья», 1954), Ия Арепина стала лауреатом Каннского фестиваля в номинации «Лучший актёрский ансамбль». Казалось, жизнь благоволила молодой актрисе.
В 50-е гг. она сыграла Марийку в «Девушке с маяка», Алёнушку в «Илье Муромце» и Мими в «Борце и клоуне». При том, что в 1955 году стала матерью. Супругу, который был старше на 16 лет, такая активность актрисы не нравилась. Когда они расстались, сын принял сторону отца.
Отношения у Ии Алексеевны с Юлием Куном-младшим не сложились. Сын рано начал жить самостоятельно и с матерью практически не общался. При этом добился больших успехов в жизни, работая режиссером, оператором и преподавателем телемастерства. Воспитал двух сыновей, одного из которых в честь отца назвал Юлием.
Иван Пырьев и разрушенная карьера
Выбрав профессию, Ия Алексеевна дождалась и главной своей роли, за которую ее полюбил весь Советский Союз. В 28 лет она сыграла юную, 17-летнюю Машу Миронову из «Капитанской дочки». Ее партнёрами были Олег Стриженов (Гринёв) и Вячеслав Шалевич (Швабрин). Думаю, никто из зрителей не усомнился, что перед ними такая же юная и неискушенная в жизни актриса — столько было в ней чистоты и трепета!
После подобного успеха предложения сыпались одно за другим:
✔Стася Яновская в «Красных листьях» (1958);
✔Вера в х/ф «На дорогах войны» (1958);
✔Наташа в «Хмуром Вангуре» (1959) и др.
Ия снималась в 3-4 картинах в год, но все они значительно уступали фильму Владимиру Каплуновского «Капитанская дочка». Вот что спустя 3 года актриса писала подруге Наталье Шориной:
Работы нет. Плохо. Всё, что предлагают, дерьмо. А хорошего вряд ли дождёшься…
Ия Арепина играла в Театре киноактёра, снималась в кино, но всё это было в тени образа Маши Мироновой. Зрители полагают, что дело в том, актриса просто не нашла своего режиссера. Так бывает.
После известных ролей я часто вспоминала её. Везде она трепетная, чистая. Жаль, что не попала на глаза её режиссеру (Тоня Василен).
Но пресса предлагает другую версию. По мнению ряда СМИ, карьеру актрисы разрушил директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Якобы он сделала Ии Арепиной недвусмысленное предложение, от которого та с негодованием отказалась.
И не только сделала это на словах, но и написала жалобу в ЦК КПСС. Итогом этого скандала и стало почти 14 лет забвения, пока Василий Шукшин не предложил актрисе знаковую роль в своей картине «Калина красная» (сестра Егора Прокудина).
Однако и после этого фильма Ия нечасто появлялась на экранах, а в 90-е и вовсе пропала из поля зрения. Мне почему-то кажется, что у каждого времени свои герои. К счастью, актриса попала в «эпоху», создав незабываемый образ Маши Мироновой, Алёнушки в «Илье Муромце». А затем время изменилось. И не нашлось режиссера, который бы поверил в ее талант.
А что в личной жизни
Цитата в заголовке — это слова Ии Арепиной из ее дневника. Фраза имеет продолжение:
Очень гордая.
После расставания с Юлием Куном Ия Арепина почти 6 лет была замужем за синхронным переводчиком Вадимом Мильштейном. Кстати, впоследствии мужчина занялся бизнесом, стал владельцем нефтяной компании. У него было много браков и романов с известными женщинами, в том числе старшей дочерью актёра Анатолия Ромашина. Мужчина ушел из жизни в 2014 году при довольно загадочных обстоятельствах.
Говорят, Мильштейн трогательно ухаживал за красавицей-актрисой. Одаривал ее цветами и подарками. Но брак распался из-за отсутствия детей. Ия, которая всегда мечтала о ребёнке, уже после развода решилась родить от молодого земляка, с которым познакомилась во время отпуска у себя на родине. Ей было уже 38, когда на свет появилась дочь Лада. Отцу девочки было всего 20.
В перспективу длительных отношений с такой разницей в возрасте Ия уже не верила да и замуж больше не собиралась. Она принадлежала к женщинам, которые искали в жизни любовь и полностью растворялись в партнёре. В определённом возрасте к актрисе пришло разочарование. Она не верила, что кто-то способен полюбить ее столь же сильно, как она сама.
Ия чувствовала себя одинокой, не имея и близкой подруги, которой могла позвонить посреди ночи. Зато души не чаяла в своём внуке Артёме, который сделал ее счастливой бабушкой. В 90-е актриса начала серьёзно болеть, перенесла 2 инфаркта. Ей поставили диагноз «астма», которая и стала причиной смертью актрисы 24 июля 2003 года.
Ие Алексеевне было 73 года. Снявшись в 30 картинах, она не имеет званий. Впрочем, а важно ли это, если она остается в наших сердцах той самой Машей Мироновой, о которой писал А. С. Пушкин.
А вы помните актрису Ию Арепину?