Судьба дала ей славу, деньги и многочисленные награды. Ее обожал весь советский народ. А вот личная жизнь совсем не складывалась. Предательство мужа, политические гонения семьи и настоящая бойня за последнюю роль — уже на смертном одре.
Многодетная семья
Вера Марецкая появилась на свет в Барвихе, в зажиточной семье, которая относилась к среднему классу. Ее отец владел буфетом в местном цирке, а мама могла все свое время и внимание посвящать образованию детей. Помимо Веры, в семье была еще одна девочка и два мальчика.
Цирковые представления посещали все дети Марецких, но больше всего сцена привлекала именно Верочку. Смотря на то, как выступают люди, Верочка и сама представляла, как однажды выйдет на сцену.
Но родители были совсем другого мнения. Не стоило девочке из приличной семьи мечтать о цирке. Домашние гувернеры готовили Веру к поступлению на философский факультет МГУ!
Выпустившись из школы девушка идеально сдала экзамены в несколько институтов, а в тайне от родителей подала документы в три театральных студии. Две студии ответили Вере согласием. Так родители и узнали, чем именно хочет заниматься их дочь.
Вдохновившись успехом, Вера выбрала студию Вахтангова. Родители были недовольны такой ситуацией, но сама дочка была слишком современной и целеустремленной, чтобы слушать их. Она моментально добилась успехов на театральной сцене, а в 19 лет уже успела сняться в кино.
Первой картиной Веры стал фильм «Его призыв». Талантливую и органично смотрящуюся в кадре студентку горячо поддержал режиссер этой ленты и пригласил в свою следующую работу — комедию «Закройщик из Торжка».
Роль обычной девушки Кати дала актрисе возможность поимпровизировать, сделать ее более живой, что в то время было необычной практикой для советского кинематографа. После «Закройщика» Вера стала одной из самых любимых актрис советского зрителя.
Настоящая звезда
Удивительный талант Марецкой создавать из сухих, наполненных коммунистической пропагандой фильмов хорошие картины с помощью своих настоящих и таких теплых героинь быстро заметили. Теперь актрису звали в кино все чаще. Но и на театральном поприще она ничуть не уступала своим коллегам: Вера идеально воплощалась во все образы от молодой девушки то шепелявой старухи.
Погружаться в такие разные роли актрисе помогало «цирковое» детство и природная наблюдательность. Типажи были подмечены Верой там, а теперь точно скопированы. Режиссеру и мужу актрисы Юрию Завадскому только и оставалось, что констатировать: «Умна как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем и главное — как».
С Юрием Александровичем она встретилась, когда была еще студенткой: он был ее педагогом. Едва признавшись друг другу в любви, они почти сразу же сыграли свадьбу. Когда девушка уже окончила обучение, Завадскому предложили возглавить театр, примой которого она и стала.
Первый обман
Довольно быстро у супругов появился сын Женя. Они были спокойной и хорошей семьей. Вера обладала уникальной способностью наладить быт так, что комар носа не подточит, а талантливому режиссеру такая ситуация быстро наскучила. Когда сыну исполнилось четыре, Завадский завел роман с Галиной Улановой, актрисе театра балета.
Марецкая такого не простила. Она выгнала мужа из дома, из-за чего тот был вынужден перебраться к своей новой возлюбленной. Биографы позже напишут, что главной любовью жизни у режиссера все равно всегда оставалась Вера.
Новый трагедия
В сложном 1937 году Вере во второй раз пришлось переживать личную трагедию. Тогда пропали оба ее брата. Девушка была уверена, что интересующиеся политикой ребята выступили совсем не за ту власть, которая теперь распоряжалась жизнями.
Она всячески пыталась повлиять на судьбу своих родных. Но друзья каждый раз говорили ей, чтобы она подумала о судьбе своего сына прежде чем совершать такие рискованные действия.
В конечном счете актриса смогла лишь узнать, куда именно поздней ночью в черной машине увезли двух Марецких. Она слала передачи до тех пор, пока одна из посылок не вернулась. Тогда Вера поняла, их больше нет в живых.
Но братьев было некогда: в то же время беда случилось и с мужем. Понимая, что круг замыкается вокруг нее, Вера собрала вещи, взяла в охапку сына и двинулась за Юрой, туда, где ему теперь придется жить. Ростов и Киев принимали актрису такими же бесконечными овациями, какими принимала Москва.
В столицу актриса возвращалась только на съемки — начиная с 1927 года Марецкая не переставала участвовать в самых популярных тогда кинофильмах.
Возвращение
Марецкая стала одной из любимых актрис Сталина, а Завадский вышел из опалы и даже возглавил театр Моссовета, в котором примой стала, конечно, его бывшая жена.
Тогда же наладилась и личная жизнь Марецкой. Она сыграла свадьбу с малоизвестным актером Георгием Троицким. Застенчивый и тихий мужчина обожал свою Верочку и был готов на все ради нее. Супругу Вера доверяла все от хозяйства до новорожденной дочери.
НО счастье быстро кончилось. В первый день Великой Отечественной муж отправился на фронт добровольцем, а на третий пропала сестра актрисы. Помня о судьбе братьев, Вера понимала, что сестра отправилась вовсе не на фронт.
Довольно быстро она нашла ее в одной из тюрем, куда прибывали политические заключенные. Целых двадцать лет Вера привозила сестре провизию, пока ту, наконец, не освободили.
Следующий удар судьбы Марецкая перенесла в 1943 году. На премьере одного из кинофильмов ей шепнули, что муж убит. Актриса нашла в себе силы, извинившись, тихонечко выбежать из зала. И только в освещенном холле сползла по стенке без чувств.
Заболевание
Больше Вера не собиралась замуж. Теперь ее семьей, ее отдушиной, главной любовью жизни был театр. Вера Петровна получила четыре Сталинских премии, три ордена, стала Народной артисткой СССР и Героем Социалистического труда. Ее знали и уважали в узком театральном кругу, обожали столичные театралы и зрители.
Но беды не покинули актрису. Новым ударом для Марецкой стала кончина супруга ее дочери. Он совершил самоубийство. Для вдовы это стало сильнейшим ударом, она даже попала в психиатрическую больницу.
Постоянный стресс действовал на Веру Петровну разрушительно. После трагедии у нее участились сильные головные боли. Бывший муж с приятелем насильно отвели актрису к врачу, а те сразу заподозрили онкологическое заболевание, которое подтвердилось после длительных тестов.
Роль всей жизни
В это же время на сцене театра Моссовета ставили чудесную «Странную миссис Севидж». Главную роль исполняла Фаина Раневская, которая давно просила Завадского освободить ее от роли — по состоянию здоровья. Он тогда ввел в спектакль Любовь Орлову, которая тоже сильно болела и считала Севидж своим последним шансом.
Но узнав о том, что любимая Вера, возможно, доживает последние дни, режиссер моментально снял с роли Орлову и отдал ее Марецкой. Замененной актрисе ничего не объяснили. Она звонила в театр с истериками, кричала, что дойдет до руководства страны, и скандалила с режиссером.
Марецкая семь раз вышла на сцену, блистательно сыграв свою последнюю роль. Лишь один раз Вера прервала игру — когда в очередной раз попала в больницу — на операцию. Она была в соседних палатах с Любовью Орловой и на разных этажах с Юрием Завадским.
Актрисе, перед которой была виновата, Вера Марецкая слала цветы и конфеты, но та молчала. А Завадский, бросивший к ногам любимой все, что было в его власти, не прекращал признаваться ей в любви.
Она и после операции выходила на сцену. На последнем поклоне, не выдержав, разрыдалась. Партнер Марецкой поклонился не только залу, но и актрисе. Уже разнесшаяся по Москве новость об умирающей Марецкой не оставила равнодушными и зрителей: зал плакал.
Орлову похоронили первой. Она так и не простила Веру, а та на панихиде заметила: «Ну надо же, Любочка и тут первая!» Похороны Завадского были следующими, на которых побывала уже совсем тяжелая больная Марецкая. Она ушла из жизни только через год — очень тяжело страдая и борясь до последнего.