Старик хотел большего — только теперь юная Ульрика это поняла! Ее 72-летний седовласый ментор, ее надежный наставник и добрый друг желал того же, что и те мужчины из запретной французской книжки, лежавшей у маменьки в шкафчике.
«Дорогое дитя, поймите, для пожилого мужчины единственный способ омолодиться — это любовь столь нежной девы, как вы».
Она слушала его, склонив голову. Так странно — только что они говорили о стихах, о высших материях, а теперь — о стариках, желающих омолодиться.
Впереди показалась беседка, и голос господина министра стал глуховатым от волнения. Он как будто хотел сделать Ульрике некое предложение, но никак не решался.
В конечных числах весьма жаркого августа 1821 года 72-летний поэт и видный государственный деятель Иоганн Вольфганг фон Гёте прибыл в чешский курортный городок Марианске Лазне (по-немецки, Мариенбад), дабы поправить пошатнувшееся здоровье.
Пять лет назад Гёте потерял любимую супругу Кристиану Вульпиус, и до сих пор не мог оправиться. Скучающий, разочарованный в жизни поэт бесцельно бродил по городку, думая по бренности бытия.
Во время одной из таких прогулок Гете встретил старую знакомую — аристократку Амалию фон Леветцов. Поэт помнил эту женщину еще молодой красавицей, порхавшей, словно ангельская бабочка.
С этой видной женщиной Гёте познакомился еще в 1810 году в Теплице. Тогда Амалия была на курорте со своей дочерью, 6-летней Ульрикой. И вот новая встреча. И Амалия снова была с дочерью.
Вот только в Мариенбаде Гете увидел совсем другую Ульрику — перед восторженными глазами поэта предстала 17-летняя красавица, свежая, как утренняя роза.
Гёте считался большим ловеласом, а, кроме того, ни для кого не было секретом, что старик являлся приверженцем древнегреческой концепции под названием герокомия. Герокомия — это отношения и браки между пожилыми мужчинами и юными девами.
«Единственный способ омолодиться – это волочиться за молодыми женщинами».
Эти слова принадлежат Гёте и, в целом, они отражают суть герокомии. Более того, древние греки считали, что связь с юной красавицей способна продлить жизненный путь престарелого мужа.
Ярыми сторонниками герокомии были художник Питер Пауль Рубенс, обвенчавшийся с 16-летней красавицей Еленой Фоурмен в возрасте 53 лет; автор бессмертного «Дон Кихота» Мигель де Сервантес Сааведра, поведший под венец девушку на 18 лет его моложе; 55-летний английский поэт Джон Мильтон, выбравший в третьи жены 24-летнюю Элизабет Минсхалл.
Гетё не желал отставать от своих великих предшественников.
Приступы жесточайшей депрессии, преследовавшие Гёте с момента смерти жены, после случайной встречи с Ульрикой в Мариенбаде совершенно оставили поэта. Иоганн Вольфганг вступил с девушкой в активную переписку, а затем начал посещать усадьбу Тршебивлице в Богемии — ею владела семья фон Леветцов.
Ульрика на тот момент завершала обучение в одном из французских пансионов. Похоже, образование в пансионе было весьма поверхностным, потому что поначалу девушка совершенно не знала насколько знаменит и влиятелен Гёте. Возможно, поэтому она общалась с пожилым поклонником без страха, легко и свободно, чем дополнительно разжигала страсть в его сердце.
Вскоре Гёте начал открыто ухаживать за Ульрикой, влюбляясь в нее все сильнее и сильнее. Поэт приглашал девушку на вечерние променады, дарил ей дорогие букеты и лучший шоколад.
При этом, мать Ульрики была уверена, что пожилой гений питает к ее дочери исключительно платонические чувства, что он для нее — мудрый наставник, эдакий древнегреческий ментор. Никто и помыслить не мог, что творится в душе Гёте.
Все были уверены, что поэт, который годился 17-летней красавице в прадедушки, увидел в Ульрике некий душевный и творческий потенциал.
В 1897 году Ульрика вспоминала:
«Гёте нравилось общаться со мной и нашим кругом молодых девушек. Он обучал нас светским играм, которые подчас вызывали девичью стыдливость, так как касались интимности женского туалета и прочего в этом духе, отчего, бывало, я краснела и не знала что сказать, а Гёте смеялся и разъяснял что и как надо».
Уж кто-кто, а Гёте, действительно, мог лучше всех рассказать о том, «что и как надо»! Семидесятитрехлетний поэт имел колоссальный опыт светской жизни и считался одним из самых пылких ловеласов Германии с наиболее обширным донжуанским списком. Среди женщин, попавших под чары Гёте, были как аристократки, так и простые немецкие девушки.
В 1823 году Гёте решился: при содействии Карла Августа, великого герцога Саксен-Веймар-Эйзенахского, поэт посватался к Ульрике.
Родители красавицы были удивлены (или сделали вид, что удивлены), но ни отказа, ни согласия сразу не прозвучало.
Отказ последовал немного позднее, когда матери Ульрики стало известно, что параллельно с ее дочерью Гёте общался с польской пианисткой Марией Шимановской, которую поэт называл «пленительной богиней музыки».
Впрочем, любовных отношений между 32-летней Марией и автором «Фауста» не было, поэтому общение с пианисткой родители, по всей видимости, использовали как предлог, чтобы отказать престарелому поэту.
Для Гёте отказ стал страшным ударом. Автор «Страданий юного Вертера» уже строил планы на совместную жизнь с юной женой, приглядывал новый дом в Веймаре. Ульрика также страдала из-за разрыва: она успела если не полюбить пожилого поклонника, то привязаться к нему.
Под впечатлением от неудавшегося романа с Ульрикой Гёте сочинил одно из лучших своих стихотворений — потрясающую «Мариенбадскую элегию». Первые строчки элегии были написаны поэтом 5 сентября 1823 года в карете, когда он ехал домой в Веймар спустя несколько часов после того, как родители юной невесты отказали ему.
Прощальный миг! Восторги обрывая,
В последний раз ты льнешь к устам любимым.
Идешь — и медлишь — и бежишь из рая,
Как бы гонимый грозным серафимом.
Глядишь на темный путь — и грусть во взоре,
Глядишь назад — ворота на запоре.
Эти ворота, и правда, были на запоре для Гёте. С Ульрикой он больше не виделся и даже не состоял в переписке, да и на землю Богемии нога великого поэта более не ступала.
Последние годы своей жизни Гёте посвятил титанической работе над второй частью «Фауста» — трагедии, которая обессмертит его имя.
«Фауст» был завершен в июле 1831 года, а в начале марта 1832-го Гёте отправился на прогулку в открытой карете, простудился и скончался в возрасте 82 лет.
Жизнь поэта оказалась долгой, а результаты его труда были титаническими — может, и правда, Гёте удалось омолодиться?
Ну, а что же Ульрика? Ульрика так и не вышла замуж, несмотря на то, что претендентов было множество, и некоторые из них были знатными, молодыми и красивыми.
С возрастом Ульрику стали тяготить разговоры о ее связи с Гёте, и она принялась отрицать отношения с поэтом, причем весьма гневно. В то же время, госпожа фон Леветцов признавалась, что к замужеству с пожилым поэтом она не была готова, поэтому благодарна родителям, что они не позволили ей «совершить ошибку».
Впоследствии оказалось, что Ульрика была не готова к замужеству не только с Гёте, но и с любым другим мужчиной: замуж она так и не вышла, несмотря на то, что претендентов было множество, и некоторые из них были знатными, молодыми и богатыми.
После смерти матери в 1868 году Ульрика унаследовала родовую усадьбу Тршебивлице в Богемии. Там она и скончалась в 1899 году в возрасте 95 лет, лишь год не дожив до нового, XX века…
Так сложилась жизнь женщины, которая стала последней любовью Гёте, и тем самым, несомненно, омолодила душу поэта.