Корабль с ее восковыми фигурами затонул. Судьба мадам Тюссо и за что себя ненавидела

Мадам Тюссо с ненавистью вспоминала то время, когда делала восковые слепки отрубленных голов.

Она слепила свое богатство из воска, создав Музей мадам Тюссо. Ее готовили к казни, но одна сделка спасла ей жизнь, а потом и вовсе прославила ее на весь мир. Расскажем историю Мари Тюссо, которая вряд ли думала, что ее детище будет популярным и два века спустя.

Талант Мари оценили в Версальском дворце

Будущая мадам Тюссо родилась 12 декабря 1761 года в Страсбурге. Родителями Мари были эльзасский офицер Йозефа Гросгольца и швейцарка Анна-Мария Вальтер. Отец девочки погиб на Семилетней войне незадолго до ее рождения.

Через несколько лет вдовства Анна-Мария перебралась в Берн и устроилась экономкой в дом анатома и моделиста из воска Филиппа Куртиуса. Считается, что впоследствии у Филиппа и Анны-Марии возникли близкие отношения. Доктор удочерил маленькую Мари и воспитывал ее с любовью и заботой.

Историки утверждают, что Куртиус не выносил вид крови и вместо того, чтобы препарировать трупы и работать с ними, использовал реалистичные восковые модели. Филипп научил свою падчерицу, как искусно создавать фигуры из воска.

Мари была талантливой ученицей: свою первую работу она создала в 17 лет. И это была восковая фигура философа Вольтера в натуральный рост. К тому времени Куртиус, Мари и ее мать уже вместе переехали в Париж.

Во французской столице Филипп быстро оценил коммерческий успех своей деятельности и открыл выставку восковых фигур, часть из которых были созданы будущей мадам Тюссо.

Талант Мари не остался незамеченным, и мадам Елизавета, сестра Людовика XVI пригласила ее давать уроки рисования, скульптуры и восковой лепки в Версальском дворце. Вместе с Елизаветой она даже раздавала еду и деньги беднякам Парижа.

Во время своего девятилетнего пребывания во дворце она создала восковые фигуры самого короля, Марии-Антуанетты и их маленьких детей. Ей приходилось работать очень быстро, ведь королевская семья не могла позировать ей часами, не говоря уж о том, чтобы на их лица накладывали слепки.

Готовилась к своей казни, но пошла на сделку, чтобы выжить

В 1789 году разразилась Французская революция. Филипп Куртиус, занимавшийся тогда революционной политикой, понял, что его протеже в опасности, и отозвал Мари из дворца. Вскоре улицы Парижа погрузились в беззаконие и хаос, а Мари и ее мать оказались в тюрьме.

Вероятно, их арестовали из-за связей с королевским дворцом. Мари оказалась в камере с Жозефиной де Богарне, будущей госпожой Бонапарт, и даже остригла волосы, готовясь к гильотине.

К счастью, вмешался доктор Куртиус, и мать и дочь были освобождены, но с одним условием. Куртиус и Мари должны были лепить посмертные маски казненных аристократов, а также короля и его супруги.

Когда республиканцы выставили их работы — фигуры врагов и героев революции — на всеобщее обозрение, Мари отметила огромный интерес публики к ужасному. Но она ненавидела себя за то, что пошла на сделку и говорила, что воспоминания о тех ужасных днях будут с ней до конца жизни.

Филипп Куртиус умер в сентябре 1794 года и оставил свой музей восковых фигур единственной наследнице — 33-летней Мари. А через год она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо и стала мадам Тюссо, о которой вскоре будет говорить вся Европа. В 1798 и 1800 годах у супругов родились двое сыновей — Жозеф и Франсуа.

В 1800 году Жозефина Богарне уговорила своего мужа Наполеона (1769-1821) позировать Марии — он был в восторге от результата. Однако музей восковых фигур не приносил супругам Тюссо больших денег. Отчасти это было связано с тем, что публика потеряла интерес к выставке.

С другой стороны, мешали долги, которые также перешли по наследству от Куртиуса к Мари. Она была вынуждена выращивать овощи и разводить кур, чтобы семья могла нормально питаться.

Бросила мужа, уехала в Англию и баснословно разбогатела

В 1802 году старый друг Куртиуса спросил Мари, не хочет ли она посетить Лондон и выставить свои работы. Она не говорила на английском, но взяла младшего сына и смело пересекла Ла-Манш в поисках новых возможностей. Старший сын остался с отцом в Париже. Ее первое выступление было в лондонском Lyceum Theater, где она выставила свой Большой кабинет фигур и сразу стала знаменитостью.

Французская революция и Царство террора вызвали восхищение, отвращение и жалость в британцах, а творения Тюссо — обреченный на казнь король Людовик и даже модель гильотины — стали эквивалентом виртуальной реальности XIX века.

В каждом городе мадам Тюссо находила роскошные салоны, где выставлялись ее восковые фигуры. Хотя Тюссо рассталась со своим мужем, она все же отправляла деньги ему и их младшему сыну Франсуа в Париж.

Однако она узнала, что ее бывший супруг растрачивал все присланные ею деньги до такой степени, что Франсуа позже был вынужден продать часть коллекции восковых фигур, оставшуюся в Париже.

В 1822 году молодой Франсуа навсегда переехал в Лондон, присоединившись к своей матери и брату Жозефу. Обученный плотник, Франсуа хорошо вписался в семейный бизнес, вырезая деревянные руки и ноги для восковых фигур. С этого момента выставка была переименована и стала называться «Мадам Тюссо и сыновья».

Мадам Тюссо успешно путешествовала по Великобритании, переезжала в Эдинбург, посещала Ирландию. На обратном пути корабль, перевозивший экспонаты мадам Тюссо, потерпел крушение — затонули многие скульптуры.

Во время беспорядков в Бристоле в 1831 году ее модели чуть не были уничтожены разъяренной толпой, решившей сжечь здание, в котором они хранились. Удивительно, но мадам Тюссо удалось спасти всю коллекцию.

Кроме того, в коллекцию постоянно добавлялись новые фигуры. Среди них были Георг III, Георг IV, царь Александр I, королева Виктория, сэр Роберт Пил и сэр Вальтер Скотт. Ее успех позволил ей пожертвовать часть своих доходов на благотворительные цели, в том числе бедствующим крестьянам Ирландии.

Наконец, после стольких лет странствования, она поселилась в Лондоне, открыв свою выставку на Бейкер-Стрит. Неподалеку она приобрела дом, где жила с семьей. В 1841 году мадам Тюссо создала свою последнюю фигуру — собственный портрет.

Она тихо умерла во сне в апреле 1850 года в возрасте 88 лет. Ее дело продолжили сыновья и внуки.

Сегодня музей мадам Тюссо — всемирно известный бренд и одна из самых популярных достопримечательностей Лондона, у которой есть более 20 филиалов в разных странах. И хотя в 2016 году «Палата ужасов» была закрыта, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами, среди которых звезды мирового кино и музыки, королевские особы.

Мадам Тюссо ушла из жизни более 170 лет назад, но музей сохранил ее великолепное чутье: фигуры знаменитостей всегда будут выигрышным билетом.

Оцените статью
Корабль с ее восковыми фигурами затонул. Судьба мадам Тюссо и за что себя ненавидела
Джакомо Казанова: почему его считают величайшим сердцеедом эпохи Просвещения?