«Холодный?», — сочувственно спросила эта странная, жуткая женщина, внезапно вышедшая из леса. Мать засуетилась, испуганно посматривая по сторонам и лихорадочно пытаясь укутать сыночка в одеялко, согреть.
«Нет, теплый еще, теплый», — ответила она, но дрогнувший голос и слезы, закипающие на глазах, выдали ее. Женщина в белом наклонилась, глядя в синеватое личико младенца.
Силы оставили мать: она зарыдала.
«Теплый еще, теплый», — шептала она сквозь слезы и ее пальцы судорожно впивались в одеялко.
———-
В истории мировой живописи есть множество картин неприятных, жутких, загадочных и даже мистических. Тот же «Крик» Мунка, «Апофеоз войны» Верещагина и т.д.
Однако по-настоящему страшной считается картина, написанная в 1897 году известным русско-латышским художником Янисом Михайловичем Розенталем.
Называется эта картина «Смерть», она была написана художником в 1897 году.
На картине мы видим, казалось бы, невинную сцену, и, если не приглядываться к деталям и не знать название полотна, зловещий ее смысл вполне можно и проглядеть.
Итак, на картине изображена мать-крестьянка, которая сидит на пне, держа на руках завернутого в простыню спящего младенца. Товарка крестьянки, держащая в руках серп, склонилась над ребенком и внимательно смотрит на его лицо.
Стоит приглядеться — и страшный смысл картины открывается перед нами. Ребенок невероятно бледен, его лицо почти синее. В лице крестьянки — отчаяние, гнев и бессилие, обращенные к склонившейся над младенцем женщине.
Но, самое главное — сама женщина. Тощее, почти скелетообразное создание в белоснежных одеждах с серпом в руке. Обращает на себя внимание ее поза. Кажется, если эта женщина распрямится, ее рост будет невероятно высоким, нечеловеческим. Она сравняется по росту с елями на заднем фоне.
Тем самым художник дает понять, что смерть — это часть природы, это ужасный но, к сожалению, естественный ход вещей. Смерть вышла из леса и сейчас она возьмет из рук матери младенца и унесет его с собой в чащу.
Ребенок в белоснежном одеянии, таком же, как и женщина с серпом. Малыш уже не матерью, он — с лесной гостьей. Мать же еще цепляется за него, держит, ее рука судорожно сжата — но уже все предрешено. Все кончено и ничего нельзя изменить.
Художнику удалось передать целую гамму чувств обуревающих мать. Она еще не смирилась, она еще не готова принять неизбежное. Значит, дитя покинуло ее совсем недавно.
Малыш мог умереть от самых разных причин. В конце 19 века в Российской империи детская смертность зашкаливала: смерть от скарлатины была самым обычным явлением.
Перед женщиной лежит узелок с едой, стоит кувшин с молоком. Она, скорее всего, путница. Шла с ребенком в город на заработки, или возвращалась домой в деревню. Но вернется она одна. Ребенка заберет высокая женщина в белой одежде с серпом в руках.