С уходом Маргариты Кошелевой мир потерял частичку красоты, изысканной, утончённой, какой-то особенной. Актриса оставила яркий след в нашем отечественном кино. Он был бы ещё ярче, если бы актриса была менее скромной, побойчее двигала себя, давала бы больше интервью.
Поразительно, но Маргарита Кошелева, не имеющая никакого актёрского образования, тем не менее стала серьёзной киноактрисой и на протяжении сорока лет регулярно снималась в кино. Это говорит только о том, что у неё был природный талант. И действительно, если посмотреть список её ролей, то поражаешься их разноплановости.
Маргарита была коренной москвичкой, выросла в интеллигентной семье и с детских лет училась музыке, языкам и хореографии. Совсем не случайно пластичную девочку приняли в хореографическое училище при Большом театре СССР.
Рита подавала большие надежды как балерина, но к пятнадцати годам она очень сильно выросла. В то время высокий рост для балерин считался серьёзным изъяном. В итоге училище она окончила, но с карьерой балерины пришлось попрощаться.
Про то, как юная Рита попала в кино, есть несколько версий. Сама актриса вспоминала, что просто послала своё фото на киностудии, как делали многие девушки, и получила приглашение на пробы в Киев. Но есть история о том, как Маргариту в Киев на пробы привёз Владимир Высоцкий, который девушку хорошо знал по московским компаниям.
Как бы там ни было, но режиссёр Василий Ордынский был совершенно пленён красотой девятнадцатилетней Маргариты и вместо эпизода утвердил её на главную роль Киры в своём фильме «Сверстницы». Высоцкому же достался в фильме крохотный эпизод студийца Пети.
Пожалуй Маргарита Кошелева в фильме была самой красивой из трёх главных героинь. Людмила Крылова и Лидия Федосеева в красоте ей явно уступали. В общем, стартовала актриса очень удачно. Фильм «Сверстницы» получил достойный прокат по стране. Вот так никому не известная московская барышня стала в одночасье знаменитой.
Кстати, мало кто упомнит, что сразу же после съёмок «Сверстниц» трёх героинь пригласили играть в другой фильм киностудии им. Довженко — «Катя-Катюша». Эта картина больших лавров не снискала, но тоже имела достойный прокат.
Но и на этом не окончилась полоса везения для Маргариты. Она ещё снялась в довженковской героической мелодраме «Это было весной». Таким образом, в 1959 году никому не известная, непрофессиональная актриса Маргарита Кошелева, которой только исполнилось 20 лет, отметила сразу три премьеры.
И дальше карьера Маргариты Николаевны двигалась успешно. Она была зачислена в штат Киевской киностудии имени А. П. Довженко и стала регулярно сниматься в украинских картинах, частенько вырываясь на съёмки к смежникам из Ялты и Одессы.
Несомненно удачными стали для неё роли в фильмах «Иду к вам» и «Ключи от неба». А вскоре подошла роль, которая до сих пор является визитной карточкой актрисы.
Молодую, высокую и пластичную Маргариту Кошелеву утвердили на роль альпинистки в ставший впоследствии культовым фильм «Вертикаль». Тут уж трудно сказать, протежировал ли её Владимир Семёныч, или нет. Говорухину и Дурову очень понравилась фигура девушки: высокая и лёгкая.
С мужиками вровень смотрелась замечательно. Кстати, Л. Лужину тоже взяли из-за высокого роста. Рита так быстро освоила многие альпинистские уроки, так лихо лазила по скалам, что снималась в картине без дублёра. В конце съёмок инструктор по альпинизму Елисеев наградил девушку значком «Альпинист СССР».
Кстати балетная пластичность актрисы проявляется в кадре, где она исполняет танец в стиле Марселя Марсо, обряженная африканской маской.
Станислав Говорухин отмечал стойкость и выдержку женщин во время съёмок в тяжелых горных условиях. Рассказывал, что мужики кисли и поднывали: и Фадеев и Воропаев и даже Высоцкий, а вот девушки: Лужина и Кошелева являлись образцом мужества.
Многие считают, что именно Маргарите Кошелевой Высоцкий посвятил не вошедшую в фильм песню «Скалолазка». Хотя другие утверждают, что песня была посвящена Ларисе Лужиной, и даже, что возлюбленной барда Люде Спартак, которая лихо забиралась к Высоцкому по карнизам на второй этаж в его квартиру.
Но сама Маргарита Кошелева в одном из интервью много лет спустя откровенно сказала, что песня посвящена была ей.
Романа у Кошелевой с Высоцким не было, потому что накануне съёмок фильма актриса вышла замуж за режиссёра Артура Войтецкого. Он был старше на 11 лет. Супруги оставались вместе до самой смерти Войтецкого в 1993 году. Маргарита была верной женой и оставалась рядом с мужем и в удачные годы, и в очень тяжелые для него времена.
В 1975 году в прессе появился фельетон о том, что на киностудии им. Довженко народные деньги пускаются на ветер. Упоминались финансовые нарушения при съемках фильма «Волны Черного моря», над которым работал Артур Войтецкий.
Режиссёр требовал расследования, но ничего не добился, был отстранен от творческой деятельности на пять лет. Супруги даже переселились в Москву на некоторое время.
Когда опала Войтецкого прошла, супруги вернулись в Киев, и их творческая деятельность продолжилась вновь. Актриса много играла в картинах мужа, но почти все роли были не главными.
Маргарита Николаевна снималась и у других режиссёров. После смерти Войтецкого она осталась совсем одна, детей у супругов не было. Постепенно о Маргарите Николаевне стали забывать. В новом веке вспомнили о ней лишь раз – актриса мелькнула на экране в фильме «Люби меня», за пару лет до смерти. Пенсия у актрисы была скромной, ведь Кошелева не могла похвастать наградами и званиями.
Однако она ни у кого ничего не просила. Жила тихо, и в 2015 году умерла также тихо. Соседи встрепенулись лишь спустя несколько дней после её ухода.
Кто смотрел фильм «Сверстницы» помнит, что героиня М. Кошелевой — Кира всё мучается вопросом: правильный ли она сделала выбор, поступив в театральный институт? Казалось, что и саму актрису мучали подобные сомнения. Хоть она институтов театральных не оканчивала, но как рассказывали её знакомые, вопросом правильного выбора профессии задавалась долго.
Но лучше всего на этот вопрос отвечали её роли. Актриса М. Кошелева была очень разноплановая. Самый яркий пример — студентка театрального вуза Кира и альпинистка Рита. Многие зрители с трудом узнавали исполнительницу роли Киры в Рите.
А можно вспомнить её склочную и всезнающую ювелиршу мадам Брыкину из «Рождённой революцией», и простую колхозницу из «Варькиной земли». Насколько разные типажи получились. Причём снявшись в «Варькиной земле» актриса тут же запустилась в роли жены полковника Львова в «Адъютанте его превосходительства». Тоже какой контраст: колхозница и дворянка.
*
А какая пронзительная супружеская пара получилась в фильме «Тронка». Кошелева и Джигарханян в главных ролях органичны и великолепно играют драму. И сказочная Сцилла в сказке «Лада из страны берендеев» получилась очень натуральной у актрисы.
Получается, что актриса она была настоящая, умеющая сыграть любой материал. И в то же время все роли объединяла индивидуальность актрисы, её сдержанность и значительность, и большая внутренняя сила.