Однажды она сказала: «Уходи». И больше его не вспоминала ни плохим словом, ни хорошим: 5 браков Людмилы Целиковской и только один — по любви

Людмиле Целиковской хотелось быть просто женщиной. Найти свое счастье, спрятаться от проблем за крепкой мужской спиной. Но всю ее жизнь оно будто от нее ускользало.

Зато яркую, жизнерадостную актрису очень любили зрители. Советские женщины старались подражать её образу, а мужской пол вздыхал вслед.

Поклонники называли её «лучиком солнца». Она и вправду была похожа на родничок, который бьёт своей прохладной, искрящейся водой в жаркий день. И роли у неё всегда были добрые, лучезарные. И улыбка…

Прирожденная актриса

Родилась Людмила Целиковская осенью 1919 года. Еще шесть лет семья будущей актрисы проживала в Астрахани. Но Люся постоянно болела, поэтому врачи настоятельно посоветовали сменить климат.

Так Целиковские оказались в Москве, где отец, Василий Васильевич, стал дирижером Большого театра, а мать, Екатерина Лукинична, устроилась туда же оперной певицей.

В столице здоровье девочки начало улучшаться, и родители отдали ее в Гнесинскую школу по классу фортепиано. К слову, Люся проявляла свой талант не только в музыке. Театр привлекал ее куда больше.

Ей было девять, когда она вышла на Тверскую под видом несчастной побирушки. В лохмотьях и дырявых ботинках, с чумазым лицом пионерка Люда звонким голосом просила проходивших мимо покидать ей в шапочку звонкие монетки. Когда сердобольные прохожие интересовались её судьбой, та отвечала, что живет одна и ей нечего есть.

Так продолжалось до тех пор, пока на «нищенку» не обратил внимание наряд милиции. Уже в отделении девчушке удалось рассмешить и покорить строгих стражей порядка настолько, что никто из них не сомневался — перед ними великая будущая артистка.

И Люда решила, что так и должно быть. Ей исполнилось семнадцать, когда она, выдержав огромный конкурс ( 70 человек на место), была зачислена на курс Рубена Симонова в Щукинское училище.

Начало пути и карьера

Из однокурсников Целиковской никто, кроме нее, успехов не добился. Зато Люся была украшением не только курса, но и всей «Щуки». На студенческой сцене ей не было равных. Она не играла, она буквально жила своей ролью. Студенты с других потоков бегали взглянуть на талантливую девушку с необыкновенными глазами василькового цвета, смешливую и уже тогда очень красивую.

Еще студенткой Людмилу зачислили в труппу Театра имени Вахтангова. Тогда же начали снимать в кино. Её дебютом стала роль пионервожатой Вали в фильме «Молодые капитаны». А уже через два года случилась ее главная роль в комедии Константина Юдина «Сердца четырех».

Фильм снимался перед самой войной, но зрители смогли увидеть его лишь спустя три года. А вот картину «Антон Иванович сердится», в котором Целиковской также досталась главная роль, успел попасть на экраны в первые месяцы войны.

С ее началом актриса недолгое время жила в Москве и уже осенью вместе с театром эвакуировалась в Омск. Здесь она получила приглашение сняться в картине «Воздушный извозчик» по сценарию Валентина Катаева, который был написан специально для нее.

Время для страны было сложное, но поднимать дух народа было просто необходимо. Поэтому сразу же после съемок в Алма-Ате актеров отправили в тур по военным частям и госпиталям, где они самоотверженно давали по два-три концерта в день.

Бойцы были в восторге от фильма и особенно от исполнительницы главной роли. Говорили, что солдаты хранили в карманах открытки с изображением Целиковской. А в атаку шли с её именем на устах: настолько значимым кумиром она была для них.

Почему ее не любил Сталин

Об отношении к картине Сталина ничего неизвестно. Но именно после «Воздушного извозчика» в нём и зародилась неприязнь к актрисе…

Во всех отношениях непростой фильм «Иван Грозный» вышел в прокат в победный для страны сорок пятый. Людмиле досталась роль царицы Анастасии Романовны.

Идея картины Сергея Эйзенштейна принадлежала лично Сталину. Он же утвердил сценарий и самого режиссёра. На протяжении всей съемки в работу команды то и дело вмешивались чиновники Минкульта, которые буквально требовали поскорее закончить фильм.

В кадре часто появлялась еда и роскошные царские костюмы, на самом деле актеры постоянно недоедали. Чтобы никто из них не попытался что-нибудь съесть, приходилось сбрызгивать еду керосином. Съёмочный процесс в таких условиях превращался в настоящую пытку. Но особенно мучительной была мысль: примет ли картину вождь народов.

Вышедший фильм высоко оценили и зрители, и руководство страны. Всех актеров, принимавших участие, наградили Сталинской премией, только в этом списке не оказалось Целиковской. Угодить Сталину у нее все же не получилось. Он лично вычеркнул ее из списка со словами: «Царицы такими не бывают!»

Как бы там ни было, актриса еще не раз порадовала поклонников необыкновенной красотой своих лучистых глаз и талантом, снявшись в таких фильмах, как «Беспокойное хозяйство», «Повесть о настоящем человеке» и «Попрыгунья». Последний принёс ей награду Венецианского фестиваля.

А после наступило затишье. Несколько лет она не снималась и могла выходить лишь на сцену родного театра Вахтангова, которому отдала всю свою жизнь. Последним творческим порывом артистки стал фильм «Репетитор», вышедший в 1987-м.

Первые два брака она называла ошибкой

Личная жизнь Людмилы Целиковской всегда была под особым вниманием общественности. Иногда даже могло казаться, что она беспечно порхает по жизни, подобно своей героине из фильма «Попрыгунья». Однако те, кто был с ней близко знаком, утверждают: легкой и беззаботной её судьбу не назовешь.

В молодости актриса вскружила голову множеству мужчин, ее обаяние и улыбка никого не оставляли равнодушными. Она же сама любви не жаждала, просто не задумывалась об этом и наслаждалась вниманием. С ее собственных слов, первые два брака были спонтанными. По молодости и глупости.

В 19 лет она стала женой однокурсника по «Щуке» Юрия Месхиева. Молодой человек был красив и талантлив, поэтому девушка решила: а почему бы и нет! Они расписались. Но горячность и неуступчивость новоиспеченных супругов разрушили этот брак на первом же году совместной жизни.

Людмила долго не горевала. В 20 лет жизнь от развода обычно не заканчивается. Тем более быстро нашелся утешитель. Новым мужем будущей кинозвезды стал писатель Борис Войтехов. И, как оказалось, опять ненадолго.

Спустя два года супружеской жизни артистка осознала, что никаких чувств к Борису не испытывает. А вот литератор, наоборот, очень любил супругу и переживал от такого диссонанса в отношениях.

И третий брак оказался недолгим

Возможно, поэтому на съемках картины «Воздушный извозчик» актриса сразу увлеклась другим мужчиной. История любви молоденькой оперной певицы и опытного взрослого летчика на экране повторила сюжет новых отношений нашей героини в жизни.

Между Людмилой Целиковской и Михаилом Жаровым также вспыхнул страстный роман, начавшийся с простой симпатии.

Потом влюбленным начало казаться, что друг без друга они просто умрут. Увы, но оба были несвободны. Только это какое-то время удерживало артистку. Но она всегда была честна с собой, избранниками и собственными чувствами. Жить во лжи не могла, да и не умела. Еще какое-то время Люда надеялась, что ее страсть поутихнет, и она вернется к привычной жизни.

Но ничего не получалось…

Целиковская написала мужу письмо, в котором честно призналась, что полюбила другого и попросила развод. Войцехов отпускать жену не спешил. Мужчина начал распускать о ней грязные слухи, пытаясь очернить в глазах своей дочери и мамы.

Посылал ей и ее новому ухажеру бесконечные телеграммы с угрозами. Пытался воздействовать на неверную супругу через ЦК комсомола.

Семейную жизнь Жарова тоже счастливой назвать было сложно. Людмила Полянская мало уделяла мужу внимания. Совершенно не занималась домашним хозяйством. Часто, уставший от длительных съемок, он сам начинал готовить себе ужин, хотя женщина не работала.

Конечно, Полянская не хотела терять мужа. Наоборот, вдруг вспомнила, что он у нее существует. Начала строчить жалобы по всем возможным инстанциям, умоляя повлиять на него. И дописалась до такой степени, что народный артист угодил в больницу с сердечным приступом. Сказался сильный стресс.

Одним словом, каждый боролся за свою любовь и благополучие по-своему. В итоге победила любовь. Михаил и Людмила поженились. Казалось, что после всего пережитого их жизнь должна была складываться сказочным образом. Поначалу так и было! Жаров просто боготворил молодую супругу, которая была младше на 20 лет.

К тому же по протекции именитого актера её снимали известные режиссёры. А вот с ее стороны страсть быстро прошла. И Целиковская, как и в предыдущих отношениях. остыла и поняла, что совершила очередную глупость.

Настоящая любовь

Архитектора Каро Алабяна актриса встретила, еще будучи замужем за Жаровым. 51-летний мужчина при первом же знакомстве откровенно заявил, что она непременно станет его женой. Больше они не расставались. Алабян покорил ее не только умением ухаживать, своей галантностью, но и напором, который присущ кавказским мужчинам.

И опять тяжелое расставание с предыдущим мужем. Михаил был безутешен и еще долго не мог смириться с мыслью о разрыве.

В браке с архитектором 30-летняя Целиковская исполнила заветную мечту – родила ребенка: буквально через год после свадьбы появился ее единственный сын Саша.

Актриса виртуозно совмещала роль любящей жены и заботливой мамы со спектаклями и съемками. Конечно, ей помогали няня и мама, но она старалась все делать по дому сама. Готовила, пекла пироги, гладила пеленки и крахмалила рубашки мужа, обожала гулять с малышом. Старалась лишний раз выбраться за город, чтобы Саша мог подышать свежим воздухом.

Это был настоящий рай, но и здесь жизнь преподносила ей новые испытания. Сначала Алабяна обвинили в шпионаже и уволили с работы, хотя тогда это можно было считать благополучным исходом: мужчину не арестовали и не посадили, а дали возможность выехать в Армению.

Семейная жизнь супругов пошла под откос. Алабяна лишили квартиры, и его жена и ребенок вынуждены были скитаться по чужим углам.

Все это время Людмила, как могла, поддерживала мужа. Писала ему письма, полные любви и надежды, и молилась о его возвращении. Через два года архитектора амнистировали. Он смог приехать в Москву и вернуть конфискованную ранее квартиру.

Не успели супруги порадоваться этому событию, как их счастье омрачила новая беда. Заболел полиомиелитом трехлетний сын. Актриса вынуждена была уйти из театра, прекратить съемки и полностью посвятить себя заботам о ребенке.

Любящая мать ежедневно собственноручно делала Саше массаж и возила по лучшим врачам, в конце концов добившись его выздоровления.

Казалось, жизнь снова начала налаживаться. Но спустя шесть лет случилась новая трагедия. Каро скончался от рака легких. Артиска не находила себе места от горя. Прийти в себя не помогала ни работа, ни сын, ни сцена.

Предательство

В этот момент ее очень поддержал студенческий друг Юрий Любимов. Вдова не собиралась строить с ним отношений. Ей было достаточно просто чувствовать рядом сильное мужское плечо. Юрий сам предложил ей сойтись, а вот идти с ним в ЗАГС она наотрез отказалась.

Этот союз продлился 16 лет. Отношения между ними были очень сложными — с ссорами, упреками. К тому же Любимов так и не смог заменить отца 10-летнему Саше.

Позже сын народной артистки вспоминал, что мать просто подавляла Любимова своей мощной харизмой, и он ее откровенно побаивался. Саму же ее хватало на все: делать с ребенком уроки, печь торт, ходить на деловые встречи, отстаивать интересы мужа.

Да, да! Это во многом благодаря Людмиле Васильевне Любимов получил «добро» на создание Театра на Таганке. Пробивной характер Целиковской, несколько не соответствовавший ее, казалось бы, легкомысленной внешности, ее жесткость, связи, идеи, дипломатия – все это стало началом начал деятельности детища Любимова.

Людмила Васильевна была для Юрия Петровича всем: центром Вселенной, музой, женой, отличной хозяйкой. В их квартире часто собирались интересные люди: Пастернак, Высоцкий, Вознесенский, Евтушенко. И всех их актриса старалась радушно принять и вкусно накормить.

Тем не менее это не помешало мэтру найти ей замену. Она стойко приняла и этот удар. Народная артистка не стала устраивать скандалов, а просто сказала: «Уходи» и полностью вычеркнула его из своей жизни.

Спасибо, любимая актриса

Больше Людмила Васильевна замуж не выходила, хотя претендентов было достаточно. В своих интервью актриса говорить про мужей не любила, лишь каждый раз повторяла, что в ее жизни была всего одна любовь с ее стороны — к Алабяну. А вот ее любил сильней всего — Жаров.

Умерла артистка на 73 году жизни от тяжелой болезни и была похоронена рядом со своим любимым Каро.

О том, каким Людмила Васильевна была человеком, знают лишь те, кто лично был с ней знаком. А мы, простые зрители, ее любим за то, что она была. За те фильмы, которые она нам подарила, и мы имеем возможность и счастье сегодня смотреть. Смотреть и восхищаться.

Единственный сын Людмилы Целиковской — Александр Алабян не пошёл по стопам знаменитой родительницы. После окончания университета имени Баумана женился. Супруга Лидия родила ему сына Каро, который, став экономистом, занялся серьезным строительным бизнесом.

У Александра трое внуков: Дмитрий, Людмила и Артём.

Оцените статью
Однажды она сказала: «Уходи». И больше его не вспоминала ни плохим словом, ни хорошим: 5 браков Людмилы Целиковской и только один — по любви
Идеальная Золушка советского кино. Предательство знаменитого мужа, «мнимая» смерть и долгая счастливая жизнь в другой стране