В 1961 году фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» завоевал главный приз «Золотого Льва».
Западная критика восторгалась качественной работой советских режиссеров, а также отметила работу актера Николая Гринько, которого назвали «талантливым американским артистом». А ведь Гринько был самым, что ни есть, советским актером.
Николай Григорьевич Гринько родился в актерской семье. Его родители выступали на сцене Рабоче-Крестьянского передвижного театра, созданного в первые годы существования советской власти.
В 1940 году Николай Гринько оканчивает школу, после чего идет служить в армию. Через год началась Великая Отечественная война, которую будущий актер прошел до конца как стрелок-радист на бомбардировщиках дальнего действия, был заместителем политрука, комсоргом полка.
После демобилизации Гринько поступил в труппу Запорожского драматического театра, где прошел путь от помощника режиссера до ведущего актера театра. После этого он работал в филармонии, а с 1964 года сосредоточил свои усилия на съемках в кино.
В том самом фильме «Мир входящему» Николай Григорьевич сыграл американского сержанта, и был замечен режиссерами всего мира. После этого актер снимается в фильме Андрея Тарковского «Иваново детство» в роли подполковника армейской разведки Грязнова.
Характер этого героя не имел ничего общего с характером американского сержанта. Американец был позитивным, располагающим к себе, он влюблял в себя каждого, с кем имел дело. Грязнов же, напротив, сдержан до аскетичности, неприметен, в этом герое нет ничего героического.
В шинели он выглядит абсолютно штатским. Его нечеловеческое напряжение выдают красные от хронической бессонницы глаза. В этих глазах — сила воли и характера.
Критики говорили, что у этих двух абсолютно разных героев в исполнении Гринько есть общее – это человеческое участие, сила духа, доброта, выдержавшая испытание состраданием.
Почему хочется застроить внимание на этих чертах характера героев в исполнении Николая Гринько? Потому что они станут ведущими в творческой теме актера.
В фильме «Андрей Рублев» Николай Григорьевич сыграл монаха Даниила Черного – выдающегося иконописца, учителя, соавтора и ученика Рублева. Он – его духовник и настоящий друг.
Именно этому герою Рублев рассказывает о своих сомнениях, потому что он поймет. Надо ли говорить, какая ответственность лежала на Гринько.
В первой серии «Андрея Рублева» герой Гринько все время на втором плане, он здесь – противоположность подвижной и страстной фигуре Рублева. Но это смирение поверхностно, за мягкостью Даниила Черного скрыта энергия, несокрушимая вера в Бога и добро в человеке. Именно в нем в сложный жизненный период нашел опору Андрей Рублев.
Могло показаться, что Николай Гринько при создании этого образа использовал скупые и даже однотонными красками, но сквозь эту скупость подачи показан сильный, глубокий, национальный характер.
Пройдет несколько лет, и актер сыграет резидента немецкой разведки Келлера в фильме «Один из нас». Эта работа сильно отличается от всего, что делал до этого актер. Этой ролью Николай Григорьевич сломал стереотипы о разведчиках в кино.
В исполнении Гринько этот герой – обаятельный авантюрист, который находчив в даже в самых сложных ситуациях. Циник, обожающий жизнь, герой Гринько в каждой сцене доходит до грани, когда ему наплевать на разведку и фюрера, и даже на Германию. Потому что он, Келлер, становится центром мироздания.
— Николай Гринько обладал высоким чувством юмора, и работать с ним было крайне интересно, он был способен на эксперименты и был очень органичен в своем актерском озорстве, — рассказывал режиссер Геннадий Полока.
– По природе Николай Григорьевич был человеком мягким, застенчивым и немного замкнутым. Но, на съемочной площадке он был способен к самым неожиданным метаморфозам. Когда работа захватывает, актер тут же преображался.
В 1969 года режиссер Сергей Юткевич пригласил Николая Гринько на главную роль в фильм «Сюжет для небольшого рассказа». Здесь актер сыграл Чехова. Режиссер перед приглашением Гринько нашел у него и писателя много общих качеств.
Своим умением слушать и слышать, душевной чуткостью Николай Григорьевич располагал к себе людей. Он немногословен, сдержан в оценках, но видит и чувствует тонкие и неприметные проявления человеческого характера.
Смотришь «Сюжет для небольшого рассказа» и понимаешь сложность и внутреннюю энергию этого человека.
— Зритель видит, что Чехов – Гринько вслушивается в прекрасную музыку на таких высоких частотах, которые доступны лишь внутреннему слуху этого человека, — писали об этой роли актера советские критики.
На протяжении работы жизнь не раз сводила Николая Гринько с самобытным и талантливым актером и режиссером Роланом Быковым. Они познакомились на съемках «Андрея Рублева», где Быков играл скомороха. Подружились коллеги на съемках «Сюжета для небольшого рассказал», где герой Быкова – брат Чехова — Александр.
В своем фильме «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» Ролан Антонович сыграл три роли, и две дал Николаю Гринько – папы Починкина и одного из музыкантов. Все актеры на съемках обратились к миру детства, им пришлось стать детьми, оставаясь взрослыми.
Пришлось тут Николаю Гринько открыть в себе грани таланта эксцентрического свойства. Его герой выделяется изысканной пластикой, он самый чудаковатый, и самый достоверный в этом фильме.
— В детском кино невозможно сниматься, если ты не умеешь импровизировать. Лучшие эпизоды, снятые с Гринько, рождались именно в моменты импровизаций. Он всегда был готов поддержать. Подхватить и развить любую неожиданную режиссера, — рассказывал Ролан Быков.
В фильме Андрея Тарковского «Солярис» 1972 года Николай Гринько сыграл человека из 21 века. Ему отпущено сравнительно немного экранного времени. Его герой Ник прощается с сыном, улетающим к Солярису.
Сухой и сутулый старик, он держится невозмутимо, даже буднично, будто прощание для него – самый обычный день. Но его герою, отцу, тяжелее всего, потому что он стар, и может не дожить до возвращения сына.
За плечами Ника – освоение космоса, неудачи, поэтому, прощаясь с сыном, он передает ему свою веру в непобедимость человеческой мысли.
Великий был актер. Смотреть фильмы с Николаем Гринько – большой эстетическое удовольствие.