1968 год. Анатолий Папанов только вернулся в Москву с кинопробы в Ленинграде. Домой в гости к нему пожаловали журналисты. Советские журналисты за чаем не ждали от актера сенсаций и откровений. Они пришли поговорить о планах артиста, о его мыслях. Интересный получился разговор.
— В Ленинграде я был на пробах. На «Ленфильме» запустили сценарий по роману Лидии Сейфуллиной «Виринея». Я пробовался на роль священника Савелия Магары, — рассказывал Анатолий Дмитриевич. — Этот фильм посвящен людям первых лет советской власти. Становлению деревни, хозяйства. Фильм о мужественных людях того времени.
Папанов отметил, что, конечно, было бы печально, если бы это была его единственная роль в кино в этом году.
— Думаю, что мне придется еще поработать помимо этой роли и на «Мосфильме». Совместно с итальянскими продюсерами и актерами киностудия будет делать картину об экспедиции Нобеля. Там я приглашен на роль Вильери. Будущее покажет, как это будет выглядеть в будущем.
Проект этот не состоялся. Но год для Папанова все равно получился очень плодотворным. В 1968 году на экраны вышли семь кинолент с его участием, включая фильмы «Семь стариков и одна девушка», уже упомянутая «Виринея» (жаль, что редко это кино сегодня показывают), «Служили два товарища», «Бриллиантовая рука», «В тринадцатом часу ночи».
А еще зрителям презентовали «Золотого теленка», где Анатолий Дмитриевич сыграл Васисуалия Лоханкина», но при монтаже эту роль вырезали из итоговой версии.
В театре актер, по его признанию, хотел бы поиграть, порепетировать, и сыграть роль весомую. Папанов говорил, что уже немолодой, поэтому дадут роль либо папаши, либо дедушки.
— Любая роль – как семья твоя, любой участок режь – больно. Это как круг твоих добрых знакомых, которым ты отдаешь свои мысли, свои надежды, свои чаяния. Облагораживаешь их, если это отрицательная роль, то стараешься найти резкие и точные краски.
Это предмет твоих мыслей, предмет твоих наблюдений, предмет твоего творчества. Поэтому я не могу сказать, какие роли для меня ближе, а какие дальше. Они все пережиты мною. Я могу только сказать, что мне удалось, а что нет, — признавался Анатолий Папанов.
А еще актер назвал четыре своих самых любимых роли в кино.
— Это генерал Федор Федорович Серпилин из картины «Возмездие», отец семейства Иван Иванович в фильме «Наш дом», Семен Васильевич, тесть Семицветова в фильме «Берегись автомобиля». Артисты недовольно говорят: «Маленькая роль, маленькая роль». Вот там я сыграл маленькую роль, и очень доволен. И еще мне очень нравится моя работа Ионыч в киноленте «В городе С.».
Жаль, что очень мало зрителей посмотрели этот фильм. Его почему-то запустили в прокат летом, а люди разъехались за город. А фильм хороший получился, его сделал великий режиссер Иосиф Хейфиц, — говорил актер.
По его признанию, в свободное время люблю смотреть телевизор. Особенно спортивные передачи. Телевидение – это единство событий и единство восприятия, считал Папанов. Вот происходит важное событие, которое касается многих, и зритель узнает о нем, переживает. Советское телевидение объединяло в отличие от нынешнего.
— Как раз снимаюсь в телевизионном фильме «Поименное голосование» из кинематографического цикла «Штрихи к портрету В.И. Ленина». Вообще, телефильмы мало отличаются от художественных кинолент. Процесс съемок такой же. Этот фильм о Брестском мире. Я там играю меньшевика Рязанова, но фильма пока не видел, — сказал Анатолий Папанов в конце разговора.
Интересная зарисовка из жизни этого великого актера. А еще интересно, как вежлив и уважителен к собеседнице был Анатолий Дмитриевич. Интеллигент советской закалки.