Ариадна Шенгелая была яркой звездой на советском кинонебосклоне 60-х. Многих завораживало ее античное имя. Очаровывали ее утончённая красота и аристократические манеры.
В Ариадне Шенгелая, несомненно, была какая-то тайна, очарование ненынешних времен. Потому и гармоничнее всего она смотрелась в образах благородных дам прошлого.
Народная артистка РФ Ариадна Шенгелая родилась в 1937г. в Ташкенте. Ее мать, Анна Павловна Любимова, – русская. А вот отец, известный экономист, Всеволод Эдуардович Шпринк, – немец. Говорили, что у Ариадны Шенгелая – дворянские корни.
По отцовской линии она происходит из старинного немецкого рода Шпринк, осевшего в России ещё в XVI-XVII веках. Детство Ариадны прошло без отца: в 1937 году его как «врага народа» отправили в далекий Магадан, где он пробыл до середины 50-х.
Роли
Ариадну Шенгелая называли «графиней советского кинематографа». И не случайно. Очень уж хороша была она в кинообразах благородных дам. Все в ней было прекрасно и дышало избранностью: и красота утонченного лица, и величественная стать, и спокойные, полные достоинства манеры.
*
А начинала Ариадна Шенгелая с современных героинь. Дебютировала в кино еще студенткой ВГИКа в фильме 1957г. «Екатерина Воронина» по одноименному роману Анатолия Рыбакова.
Да и потом были роли современниц в разножанровых кинолентах. Стоит только вспомнить комедию 1960г. «Осторожно, бабушка», мелодраму «Люблю тебя жизнь», киноленту «Увольнение на берег». В последней Шенгелая сыграла в паре с молодым Львом Прыгуновым, с которым зрительская молва ее почему-то обвенчала.
*
А еще были фильмы разных лет: «Ромео, мой сосед», «Главное интервью», «Простите нас», «На берегах Ингури», «Белый караван». Очень запомнилась ее небольшая роль в фильме «Возвращение Будулая», где актриса сыграла военврача, суровую и красивую женщину.
Но среди более, чем полусотни киноролей, Ариадну Шенгелая прославили, так называемые, костюмные кинообразы.
А началось все в 1958 году. В фильме-опере «Евгений Онегин» она сыграла знаменитую Татьяну Ларину. Пушкинская героиня настолько удалась молодой актрисе, что за нее 21-летняя Шенгелая получила свою первую награду на II Всесоюзном кинофестивале. Тогда критики писали, что лучшей Татьяны и представить нельзя.
Такой же невероятно гармоничной, с изумительным узнаваемым голосом, удивительными глазами, в которых можно было видеть и нежность, и суровость, и грусть одновременно она предстает и в другой пушкинской экранизации – фильме 1966г. «Выстрел».
А еще ранее, в 1960г., ей доверили главную роль в экранизации французского классика Оноре де Бальзака «Евгения Гранде».
Было много и других благородных кинодам. Например, в советско-венгерской биографической драме «Ференц Лист — Грезы любви», где Ариадна Шенгелая сыграла княгиню Каролину Витгенштейн, многолетнюю спутницу жизни прославленного композитора, которой он посвятил свои лучшие произведения.
Также в историко-приключенческом фильме «Дмитрий Кантемир» о господаре Молдавского княжества актриса создала образ Кассандры, жены главного героя. А в фильме Георгия Данелии «Не горюй!» она сыграла княгиню Вахвари.
Спокойны и величавы героини Шенгелая, даже если они неблагородного происхождения. Такова мать Тодорки в фильме-сказке 1983 «Ученик лекаря».
И, конечно, ее звездная роль. В 1964г. Ариадна Шенгелая воплотила на экране образ главной героини купринского «Гранатовый браслет».
Ее княгиня Вера – настоящая аристократка, которая, как написано в повести: «строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Но вместе с тем зрители видят, что за светской холодностью княгини Веры Николаевны скрывается ранимая женская душа, вечная мечта которой – быть любимой…
Одна из самых трогательных и пронзительных сцен в фильме, когда княгиня плачет над предсмертным письмом Желткова –человека, который долгие годы преданно и безответно ее любил…
Кстати сказать, в 1965 году Ариадна Шенгелая была названа лучшей актрисой по опросу журнала «Советский экран» за роль в фильме «Гранатовый браслет».
Личная жизнь
Ещё в студенческие годы Ариадна вышла замуж за тогда еще тоже студента, а впоследствии режиссёра, Эльдара Шенгелая. Это была красивая пара. Она – девушка, превосходно воспитанная, очаровательная, умная. Он – сын знаменитых кинематографистов, представитель старинного грузинского рода.
После окончания учёбы Ариадна и Эльдар уехали в Тбилиси. Она взяла фамилию мужа и полностью окунулась в семейную патриархальную жизнь. Поступила работать актрисой на киностудии «Грузия-фильм».
У них родились две дочери: Нато и Катя.
Брак Ариадны и Эльдара Шенгелая продлился больше 20 лет. А вот лёгким и безоблачным его назвать нельзя. Прежде всего, из-за деспотичного характера супруга. Слишком у него был темпераментный и взрывной нрав, и в доме царит полный патриархат.
В какой-то момент актриса устала во всем подчиняться супругу. Хотя у нее и была в жизни отдушина – русский драматический театр имени Грибоедова в Тбилиси, где актриса служила. Супруги развелись. Ариадна Шенгелая вернулась в Москву.
Второй муж актрисы – Игорь Копченко, диктор и режиссер дубляжа, «фирменный голос» канала «Культура», как его называли. Игорь Копченко, несмотря на то, что был младше Ариадны Шенгелая на 9 лет, стал для нее последней и самой большой любовью.
По своей натуре это был очень добрый и порядочный человек. Он прекрасно относился к Ариадне и ее дочерям. Их семейную жизнь можно назвать счастливой, но недолгой.
Игорь Копченко скончался в 2003г. в возрасте 57 лет от сердечного приступа.
После его смерти Ариадна Всеволодовна ушла из профессии. Одно время она занималась преподаванием сценической речи. Но затем оборвала и эту деятельность, перестала давать интервью, много лет отказывается от любых предложений режиссёров, не выходит на театральные подмостки. Из последних ее фильмов можно выделить «Барышню-крестьянку» и «Бабий Яр».
Ариадна Шенгелая полностью посвятила себя детям и внукам, домашним заботам. Но тот, кто ее близко знает, утверждает, что и сегодня, во весьма почтенном возрасте, Ариадна Шенгелая по-прежнему – воплощение интеллигентности и красоты.
*