24 сентября замечательному актеру Игорю Ясуловичу исполнилось бы 82 года. Совсем недавно он ушел от нас. Игорь Николаевич умел не только потрясающе играть в театре и кино, но и размышлять о своей профессии.
У него удивительная биография, и ему всегда было чем поделиться со зрителей, и в кадре, и за кадром.
СЛЕДОВАТЬ ЗА РЕЖИССЕРОМ
— Актер на сцене не должен что-то формулировать. Он должен погружаться и откликаться на то, куда ведет тебя режиссер. Во время подготовки постановки я должен слушать, слышать и попытаться понять, пропустить в себя.
Если будешь что-то сам формулировать, то невольно начнешь соскальзывать с изначального замысла, невольно начнешь выполнять то, что сам вольно определил, а не режиссер. На сцене актеру нужно проживать роль. Еще важно слышать то, что происходит со зрительным залом.
Сколько лет я в профессии, каждый раз какие-то открытия происходят на спектакле. Это чудо, это самое ценное. А в профессии я с 1958 года, когда мне повезло поступить на курс с Михаилу Ромму.
— Актер — это замечательная профессия. Это человековедение. Жизнь может пройти на сцене, а потом в 80 лет на этой сцене актер вновь что-то открывает для себя и для зрителя. Вновь проживает это. Такая профессия.
О ТОМ, КАК ПОПАЛ В ФИЛЬМ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ МИХАИЛА РОММА
— Это было очень просто. Есть ассистент режиссера по актерам. И была там замечательная Лика Аронова.
Поскольку картина началась с эпизода тревоги, и Михаил Ромм хотел, чтобы молодые лица были в этом эпизоде, меня тоже пригласили. И я имел счастье два месяца наблюдать, как работали эти великие артисты – Алексей Владимирович Баталов, Иннокентий Михайлович Смоктуновский, Татьяна Лаврова.
— В 16 лет я вскочил на подножку уходящего поезда – приехал в Москву и попал на курс Михаила Ромма во ВГИКе. Я был не слишком образованным мальчишкой. Там велись споры о хороших и плохих фильмах. А я не понимал, как кино может не нравиться, ведь это кино! Это я потом понял, что и кино бывает разным. И не дай Бог попасть в плохое кино.
О ЧЕМ РАЗГОВОР
— Я практически не встречал режиссеров-диктаторов. Мы занимаемся общим делом. Я ведь не так много работал с Леонидом Гайдаем. Например, в «12 стульях», где все так обожают одну сцену, потому что это случилось не с ними, а с моим героем.
Он оказался голый на лестничной клетке. Мы эту хореографию очень тщательно репетировали. Снимали на самом верху первого здания «Мосфильма». Туда надо было взгромоздить всю аппаратуру. Сняли два дубля.
Там был курьезный момент. Я видел, что у гримеров стоял тазик, куда налили и взбили заграничные шампуни, а рядом были полотенца и трусики телесного цвета. Леонид Иович Гайдай перед началом съемки подошел ко мне, чтобы сказать, что может не надо надевать эти трусы телесного цвета.
Я ему не доставил этого удовольствия, и сразу сказал: «Да, о чем разговор». Потому что можно сделать так, что это не будет вызывать никаких эмоций, кроме смеха, и счастья, что это случилось не с тобой.