«Её поступки в конце жизни восхитили»: кинобабушка Екатерина Мазурова была несметно богата и могла жить как королева

Парадоксально, но в советском кино актеры, игравшие в эпизодах, часто становились знаменитыми. Да, их нельзя было назвать звездами экрана, но в лицо их знал весь Советский Союз.

Именно такой королевой эпизода была и Екатерина Яковлевна Мазурова. Она играла мам, бабушек, тетушек и безымянных соседок. За более чем двадцатилетнюю карьеру — около 30 работ.

Но не только свои светлые образы в кино оставила потомкам эта замечательная женщина. Её поступки в конце жизни просто восхитили!

Происходила Екатерина Мазурова из семьи ивановских староверов. Дед актрисы, Иван Белокринкин, был человеком известным, одним из основателей иваново-вознесенской мануфактуры. Но к рождению внучки его ткацкий завод уничтожил пожар, спаливший в середине 19 века почти всё Иваново.

Поэтому его дочери Марии пришлось выйти замуж очень рано. Девушке шел всего 17 год, когда за нее посватался казначейский писарь Яков Мазуров, полюбивший ее без памяти. Маша никогда не отвечала мужу взаимностью. Но, тем не менее, родила четверых детей.

Жили Мазуровы очень бедно. Однако глава семейства ухитрился создать коллекцию из уникальных старинных предметов: различной домашней утвари, статуэток, шкатулок, сундучков. Никому, кроме отца, не разрешалось прикасаться к уникальным вещицам.

Все дети в семье учились в школе и были грамотными. Маленькая Катя отличалась большой любознательностью и живым характером, поэтому помимо школы пела в хоре при церкви и играла во всех без исключения школьных постановках.

Когда грянула революция семнадцатого года, образованную девушку заметили и предложили заведовать Шуйской библиотекой. Молодому государству позарез требовались грамотные работники. Катюша согласилась и приступила к делу с большим энтузиазмом: систематизировала работу, привлекла новых читателей.

А самое главное, ей удалось организовать при библиотеке театральный кружок, в котором она сама и играла. Совсем скоро его расширили до театральной студии, где стали преподавать актерское мастерство, дикцию, балет и грим.

Эта драматическая студия и стала основным профессиональным образованием нашей героини. Экзаменовали кружковцев в городском театре города Шуя. А позже на торжественном собрании вручили им справки об окончании.

Главреж театра Борис Васильевич Ремизов пригласил нескольких выпускников в труппу театра, но главных ролей не обещал. Наоборот, встретил, как говорится, по-боевому:

Будете изображать толпу лакеев с подносами, шуметь за кулисами, одним словом, станете «мягким фоном». Ясно? Если согласны — милости просим. Нет? Мой вам совет — не начинайте актёрскую карьеру.

Но, Боже мой! Каким же счастьем было для Кати стать даже этим «мягким фоном»! Приходить утром на репетиции и получать уроки от настоящих корифеев сцены! А поучится мастерству было у кого. Шуйская труппа в те времена считалась очень сильной.

В нее входили мастера Малого театра, театра Корша-Незлобина и театра «Скоморох», где именитая Тегер-Глазунова играла Матрёну во «Власти тьмы» в присутствии самого Льва Толстого!

Декорации к спектаклям оформлял художник Иван Иванович Голиков. Тот самый, который позднее создал всемирно известную школу Палехской лаковой миниатюры.

Впоследствии молодая актриса поменяла не один театр, поездив по городам и весям. Поработала в Кинешме, Иванове и Ярославле. И везде ее игра высоко ценилась и зрителями, и коллегами. Так Мазурова оказалась в столичном ТЮЗе, где также была на ведущих ролях.

Здесь же встретила свою первую и единственную любовь — коллегу Колю Морозова. Перед самой войной молодые люди поженились.

Николай ушел на фронт в числе первых добровольцев. Сама Екатерина должна была ехать в эвакуацию, но в последний момент отказалась и осталась в осажденном городе. Девушка посчитала, что она будет нужнее здесь, ведь их театр оказался тогда единственным работавшим в Москве.

Было нелегко. Столица кипела в котле бомбежек, пожаров, паники и мародерства. Фашисты находились буквально на подступах. Помимо спектаклей на родной сцене, актеры днем выступали с концертами в госпиталях и на передовой. А ночь проводили в бомбоубежищах.

Это не жизнь, а какой-то жуткий сон, от которого хочется проснуться, — жаловалась актриса мужу в письме.

Если бы она только знала, что дальше ее ждет еще более суровое испытание.

В 1944-м от Николая пришло радостное письмо из Польши.

Войне скоро конец,- писал фронтовик.

Но спустя несколько дней Екатерина получила «треугольник», написанный чужой рукой.

Муж ваш тяжело ранен, но мы надеемся, что вы, товарищ Мазурова, настоящая русская женщина, приедете к нему на помощь…

Увидев Морозова в гомельском госпитале, актриса расплакалась. Выглядел он ужасно : худой, неухоженный, подавленный. Да и было от чего! Врачи готовились ампутировать ему обе ноги. Женщина-хирург предупредила Мазурову:

Вы только не плачьте, а лучше помогите ему мобилизоваться. Авось отстоим ножки.

И Катюша что есть силы принялась ухаживать за любимым: кормила с ложечки, мыла, переодевала. А чтобы вселить в него побольше уверенности в выздоровлении, — весело рассказывала театральные байки и пела. Пела так, что всем вокруг хотелось жить. У хирургов вырастали крылья, у медсестричек высыхали слезы, у раненых затягивались раны…

Эта роль в жизни Мазуровой была, наверное, самой тяжелой. Чтобы скрыть слезы и заглушить рыдания, она подолгу сидела, уткнувшись в забинтованные колени мужа. А потом вставала и с песнями и шутками бежала на базар за продуктами. Шла стирать окровавленные бинты, выносить утки и мыть пол.

Катя смогла вернуть Николая к жизни. Через полгода он вернулся домой, в столицу. Хоть и на костылях, но зато на своих ногах. Работу в театре ему пришлось оставить. Да что там говорить, некоторое время Морозов практически ничего не мог делать. Актрисе приходилось разрываться между сценой, домом и концертами.

Но никогда и никто не слышал от нее никаких просьб и жалоб на тяжелую жизнь. У супругов было принято поддерживать друг друга. Катя ни секунды не сомневалась, что Николаша точно также заботился бы о ней в трудной ситуации.

Спустя пару лет после окончания войны артистка какое-то время работала в театре при военном корпусе СССР в Германии. После возвращения была зачислена в труппу Театра драмы и комедии, который прославился много позже как Театр на Таганке. Здесь она прослужила всю свою актерскую жизнь. Пока не заболела.

После инсульта врачи поставили актрисе условие: либо здоровье, либо работа. А как она могла выбрать? Если сцена стала смыслом ее жизни. У Мазуровой начались нервные срывы, депрессии.

Николай Николаевич к тому времени уже трудился вторым режиссером в театре и уговорил свою Катеньку оставить сцену хотя бы на время. Оба, конечно же, понимали: вернуться туда ей уже никогда не удастся.

Когда актрисе впервые позвонили с киностудии имени Горького с предложением сняться в эпизоде фильма «Анна на шее» ей шел уже 55 год. Морозов поддержал жену:

Попробуй Катюша.

И она попробовала, подарив нам, зрителям, свои незабываемые образы.

Роль матери Раечки в картине «Долгий путь» Гайдая. Домработница Серафима в «Дом, в котором я живу» режиссера Кулиджанова. Образ жены председателя Марьи Федоровны в «Дело было в Пенькове» Ростоцкого.

В комедии Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» артистка предстала в роли бабушки Кости Иночкина. В фильме-сказке Птушко «Руслан и Людмила» совершенно неожиданно перевоплотилась в Кикимору.

Самой известной и звездной ролью актрисы стала Настасья Борисовна в мелодраме Кулиджанова «Когда деревья были большими». Еще на съемках картины «Дом, в котором я живу», режиссер отметил драматический талант Мазуровой. Но тогда много отснятого материала, к сожалению, пришлось вырезать.

Лев Александрович видел, что Екатерина Яковлевна расстроилась, и тогда пообещал, что обязательно снимет ее еще. И не обманул. После артистка прочно вошла в число активно снимающихся и работала вплоть до середины 70-х годов.

Были роли, был достаток. А потом…потом умер любимый Коленька. Сказались тяжелые раны. В это время Мазурова как раз снималась в «Добро пожаловать…» и смешно падала на съемках в гроб. А вот в реальной жизни смеяться ей совсем не хотелось. Она переживала это горе практически в одиночестве. Детей у них с мужем не было, из родных остались только племянники.

А еще работа и новое увлечение. Десять лет после смерти мужа актриса снималась в кино, а потом решила заняться меценатством. Стала буквально по крупицам искать и собирать экспонаты для Шуйского краеведческого музея.

Выросшая рядом с уникальной коллекцией своего отца, она прекрасно разбиралась в предметах старины и запросто могла отличить подлинник от новодела.

Подарила музею очень много предметов и из своего личного собрания. Мало кто знал, но заслуженная артистка к тому времени уже лет сорок собирала антиквариат.

В ее «домашнем музее», который она организовала в своей маленькой квартирке в Путейском тупике рядом с Курским вокзалом, хранились настоящие сокровища: живопись (в том числе полотна Шильдера, Галкина, Маковского и Левитана), графика 19-20 вв., керамика, фарфор, вышивка бисером, миниатюры, антикварная мебель… Всего более тысячи предметов старины.

Что-то перешло в наследство от отца, что-то актриса приобретала уже сама, когда появлялись лишние деньги. Кроме этого, она рассылала письма известным людям с просьбой жертвовать свои экспонаты музею.

В общем, с миру по нитке. Работала Екатерина Яковлевна с полной отдачей. Ценители искусства не раз пытались выяснить, на какую сумму она пожертвовала экспонатов Шуйскому музею. Но подсчитать точные цифры никто не брался. Работники музея и сегодня в один голос утверждают: «Вклад Мазуровой – бесценен».

Возле Курского вокзала заслуженная артистка прожила до 80 лет. А когда дом пошел под снос, ей предложили квартиру в Марьино. Но она каким-то чудом решила этот вопрос и переехала в Лефортово. Именно здесь прошли последние годы ее жизни.

Несмотря на такое необычное увлечение, в жизни актриса была простым, незаносчивым человеком, запросто общалась с соседями. Часто в ее квартире собиралась компания: племянники, родственники мужа, бывшие коллеги по театру.

Проходили их застолья весело. Гости смеялись, шутили, пели песни. А как она готовила! Коронным блюдом Екатерины Яковлевны считался кролик в сметане. А в ее погребе были припасены и соленая капустка, и моченые яблоки, и грибочки.

Заслуженной артистки не стало в 95 лет. Похоронили великую женщину на Введенском кладбище столицы. В 2006 году Крымская астрофизическая обсерватория в международном каталоге планет зарегистрировала малую планету 10671, открытую в 1977 году, под именем «Мазурова».

Оцените статью
«Её поступки в конце жизни восхитили»: кинобабушка Екатерина Мазурова была несметно богата и могла жить как королева
Наследники Юсуповых: как угасла фамилия убийцы Распутина