40 лет без Фимы. Людмила Макарова не нашла мужчину лучше Ефима Копеляна

Любовь-легенда, где все делилось пополам: и сцена, и слава, и последняя корочка хлеба в голодном блокадном Ленинграде. Он – Ефим Копелян, он же атаман Бурнаш из «Неуловимых мстителей», он же закадровый голос из «Семнадцати мгновений весны».

Она – Людмила Макарова, всесоюзно известная актриса театра и кино. А вместе они составляли идеальную пару, из тех, каким завидуют непременно белой завистью.

Артисты познакомились в коридорах Большого драматического театра, когда ему было 27, а ей – всего 17. Он уже был заметной личностью и почти 10 лет выходил на сцену, а она только поступила в актерскую студию.

Ефим Копелян, едва увидев хорошенькую девушку, немедленно подкрутил свои легендарные усы. Так началась их история: переглядки, флирт, разговоры обо всем на свете, бесконечные прогулки по живописному Ленинграду.

Спустя два года свиданий Копелян внезапно выдал: «Немедленно дуй домой за паспортом, через 3 часа встречаемся на Фонтанке у ЗАГСа». В тот же день актеры расписались. А вместо свадебного путешествия отправились с театром на гастроли. В дороге они узнали, что началась война. Труппа театра приняла решение немедленно вернуться в Ленинград.

Года разрух, года смятений…

Макаровой трудно далась обратная дорога: она приехала в северную столицу, больная тифом. Ефим Захарович сразу же ушел в народное ополчение, но при любой возможности навещал Боткинские бараки, где выздоравливала его дорогая Людмила.

А потом началась блокада.

Ефим служил в театре народного ополчения: спектакли давали в перерывах между бомбежками и артобстрелом. Артисты гибли один за другим. Линия фронта проходила близко к городу, и изредка Ефим мог навещать жену. Каждый раз он приносил ей нехитрые гостинцы – хлеб из личного солдатского пайка, припрятанный специально для нее.

Однажды, идя по городу на встречу со своей Людмилой, Фима встретил знакомого актера. Тот едва передвигал ноги от голода и слабости. Ужаснувшись худобе и бледности знакомого, Копелян отдал ему все, что нес в крошечном узелке.

Людмила в это время служила в театре Балтийского флота. Выступала на кораблях, подводных лодках, играла в осажденном городе. «Идешь на спектакль под пулями, а рядом дом рушится», — вспоминала потом Макарова.

Что помогло супругам пережить страшные годы разрушений и смерти? Только любовь, удача и трогательные письма, полные нежности и тревоги. Их Людмила Иосифовна бережно хранила всю свою жизнь. И никогда никому не показывала.

Любовь без конца

После войны супруги продолжили работать в Большом драматическом театре. Это были прекрасные годы, Копелян-Захарова вообще были очень счастливой парой, не смотря на все трудности, что им выпали.

Наверно, потому что умели ценить главное – друг друга. А потом родился сын Кирилл. И Макарова чувствовала себя самой счастливой женщиной на Земле.

Она любила то ли в шутку, то ли всерьез закатить Копеляну сцену ревности, ведь он активно играл в театре, сцену с ним делили красивейшие женщины своего времени.

Но Ефим Захарович только расслаблено посмеивался в свои легендарные усы: «Я слишком ленив, чтобы за кем-то ухаживать». Люсинда, как ее называли в театре, соглашалась: и то правда.

Сам Копелян уверял, что ревнив, как венецианский мавр, но на все шутливые попытки Людмилы его растормошить и спровоцировать на сцену ревности лишь шутливо грозил ей пальцем.

Вообще, Копелян был порой трогательно стеснителен и не любил выставлять чувства напоказ: не целовал супруге ручки, не говорил нежностей при посторонних. Тем не менее, никому в голову не приходило сомневаться в его чувствах.

Сами супруги считали: то, что между нами — неназываемо, это гораздо больше, чем просто любовь.

Они прожили вместе, как в сладком сне, 34 почти безоблачных года. Почти, потому что с их сыном Кириллом произошло несчастье – юношу сильно избили, и он навсегда остался инвалидом. Родители с достоинством приняли свой крест. Макарова заботилась о сыне до самой его смерти, пережив Кирилла совсем ненадолго.

Громкая слава

Всесоюзная слава пришла к Копеляну уже после сорока лет. До этого, как он сам утверждал, он считался недостаточно красивым, ярким и голосистым актером. Но с приходом в Большой драматический театр легендарного режиссера Георгия Александровича Товстоногого, все изменилось.

Он рассмотрел в Копеляне то, что не видели другие: умение создавать многослойные драматичные образы, исполненные глубины. Эту же черту подмечала в актере и Татьяна Лиознова, режиссер сериала «Семнадцать мгновений весны», закадровый текст к которому читал Копелян.

«Работать с ним было наслаждением», — говорила Лиознова: «Он приезжал. И хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в свежую белоснежную рубашку. Ни разу не изменил себе. Работал, как дышал. Его голос всегда звучал так, словно он знает гораздо больше, чем говорит».

Действительно, даже в анекдотах о Штирлице зачастую упоминается легендарная закадровая озвучка: «И тут голосом Копеляна: Алекс – Юстасу…». Знакомые даже стали в шутку называть артиста не Захаровичем, а Закадровичем.

Еще один образ, который увековечил Копеляна, не смотря на то, что он сыграл во множестве спектаклей и фильмов, – это атаман Бурнаш. Злодей вышел у актера настолько обаятельным, что немедленно полюбился взрослым зрительницам.

Ну а дети со всей непосредственностью преследовали «врага неуловимых» — они постоянно шпионили за Копеляном на улицах Ленинграда, а зимой обстреливали снежками.

Уход

Людмила Макарова продолжала играть в кино и театре, но, по ее же словам, всегда отдавала пальму первенства мужу. Она считала, что он старше, мудрее и многому у него училась, в том числе отношению к людям, к жизни. Поэтому никогда не ревновала мужа ни к ролям, ни к славе.

В 1975 году Ефим Захарович, который снимался, не жалея себя, от переутомления попал в больницу с диагнозом инфаркт. Людмила Иосифовна вспоминала, что в день смерти Копеляна, 6 марта, навещала супруга в больнице.

Привезла ему теплые ботинки, позвала: «поехали уже домой, хватит тебе здесь лежать». Но Ефим Захарович отказался, мол, уже немного до конца лечения осталось.

Он пошел провожать жену на автобусную остановку, как ни в чем не бывало. А спустя три часа, у дверей дома, ее встретила труппа театра, со скорбными осунувшимися лицами. И она сразу все поняла.

Тогда сквозь толщу ее горя смог пробиться только режиссер Товстоногов, он позвонил убитой горем женщине и сказал единственную фразу: «Надо играть». И Макарова согласилась.

Перед спектаклем артистка попросила партнеров по сцене: «Только не смотрите мне в глаза. Если увижу жалость на ваших лицах, то не выдержу, все вспомню и разревусь».

Так она и произносила все реплики, глядя в сторону, отвернувшись от партнеров. Потом вспоминала, что после каждой сцены осознавала себя, только когда ей в гримерке совали под нос нашатырь. Но зрители не возмутились странной игре артистки.

Они начали писали гневные письма Товстоногову: «Что же вы делаете, вы заставляете бедную женщину выходить на сцену после смерти ТАКОГО мужа».

Режиссер всем отвечал: «Если она не будет играть, мы потеряем артистку».

И был прав. Людмила Иосифовна считала, что театральные подмостки буквально спасли ее. Она играла до последних дней жизни. Даже когда могла передвигаться только в инвалидной коляске.

Что позволяло Макаровой в 90 лет по-прежнему выходить на сцену? Сама она говорила: внутри нее, несмотря на возраст, все еще очень много жизни.

А вот замуж Макарова больше не вышла, хотя всегда считала себя страшной кокеткой и в свое время уверяла Копеляна: чтобы достоверно играть, ей обязательно надо влюбляться в своих партнеров.

Но это были лишь слова. Макарова пережила супруга почти на 40 лет. Но за все эти годы не могла никого даже представить на месте своего дорогого Фимы.

Оцените статью
40 лет без Фимы. Людмила Макарова не нашла мужчину лучше Ефима Копеляна
Марианна Флоренци. Прелестная подруга баварского короля, получившая от него около 3000 писем