Экранный и реальный кардинал Ришелье, и почему мушкетёры не любили гвардейцев кардинала

Фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра,» бурлящий жизненной энергией и обрамлённый великолепными музыкальными композициями, сильно возбудил умы советских мальчишек в 80-х. Среди ребят стали популярны игры в мушкетёров, фехтование палками во дворе, где дети делились на мушкетёров и гвардейцев кардинала.

Поскольку все хотели быть мушкетёрами, приходилось меняться и по очереди становиться презренными гвардейцами кардинала. С возрастом симпатии переклонялись в сторону рассудительного кардинала с его шармом и магнетизмом, в ущерб сумасбродным мушкетёрам.

Знаменитый романист Александр Дюма создал по-настоящему могущественный образ. Однако его кардинал Ришелье представляет собой достаточно тёмную личность.

Он опутал всю Францию своими интригами, управляя королем как марионеткой, и действуя из личных, а не государственных интересов. Например, в случае с подвесками, кардинал стремился разоблачить связь королевы с герцогом Бекингемом из-за обиды, что королева отвергла его ухаживания.

Созданный автором образ соответствует тому, каким видели кардинала его современники. В глазах Франции Ришелье был зловещим кукловодом, превращающим короля в свою марионетку.

Однако король Людовик XIII не был беспомощным, как его изображали в экранизациях, и не позволял никому манипулировать собой. Он приблизил Ришелье, так как их взгляды на будущее Франции полностью совпадали. Вместе они проводили жёсткую политику централизации власти в руках короля.

Усиление власти короля резко ослабило влияние феодальной знати и повлекло за собой дорогостоящие реформы, что увеличило бремя налогов для населения и создало угрозу формирования оппозиции среди знати и народных восстаний.

Чтобы сохранить чистую репутацию короля, непопулярные меры власти приписывались кардиналу, не королю. Это привело к тому, что Ришелье стал мишенью для ненависти дворян, особенно в связи с эдиктом о запрещении дуэлей.

Хотя король подписал указ, все знали, что инициатором был кардинал, и именно он осуществлял наказания за дуэли. Таким образом, эдикт ассоциировался с Ришелье, привлекая неприязнь дворян, которые были чувствительны в вопросах чести.

Когда раскрыт заговор маркиза де Шале, цель которого была устранить Ришелье, король выделил кардиналу для личной охраны гвардейцев. Они стали костяком кардинальской гвардии. Изначально в кардинальской гвардии было 50 конных аркебузиров, но позднее их число выросло до 420 человек, включая легкую кавалерию и мушкетёрскую пехоту.

Королевские мушкетёры были менее многочисленными, всего 150 человек. Несмотря на их элитное положение как личной охраны короля, они получали значительно меньшее жалование, чем гвардейцы кардинала.

К тому же, кардинал полностью оснащал своих гвардейцев, в то время как королевские мушкетёры получали из казны только мушкеты, коня , обмундирование и шпагу они покупали, и содержали, за свой счет.

Королевские мушкетёры в большинстве своём происходили из Гаскони. Гаскония – это гористая местность с небольшим количеством плодородных угодий, зато здесь обитала многая, хоть и бедная, но гордая и воинственная дворянская знать. Большинство же гвардейцев кардинала были из Бретани, французской провинции на северо-западе страны.

Бретань была намного богаче Гасконии, и люди кардинала, ещё и получали финансовую поддержку от своих семей. В то время как гасконская знать склонялась отправлять своих средних и младших детей на военную службу, забывая о них.

Естественно, такие социальные различия отразились и на отношениях между королевскими мушкетёрами и гвардейцами кардинала.

Неудивительно, что, когда члены «королевской кремовой элиты» собирались в трактире, им приходилось делить одну кружку пива на четверых, в то время как представители кардинальской гвардии могли наслаждаться бургонским вином в компании барышень и изысканных закусок.

Такие различия, конечно же, вызывали неприязнь и зависть. В результате неудивительно, что между королевской и кардинальской охраной время от времени возникали стычки.

 

Оцените статью
Экранный и реальный кардинал Ришелье, и почему мушкетёры не любили гвардейцев кардинала
«Мама почти никогда меня не хвалила. Это для меня была трагедия». Актриса Александра Захарова