Она отказалась от традиции идти в след за мужем на костер: независимая махарани Джинд Каур и ее золотая тика

11 любящих жён (4 королевы и 7 наложниц королевской крови) добровольно взошли на погребальный костёр махараджи Ранджита Сингха, создателя Империи сикхов на севере Индостана. Преданные женщины совершили ритуал сати.

Но была ещё 12-я жена махарани Джинд Каур, которая отвергла практику самосожжения ради воспитания наследника «Льва Пенджаба». Ей была уготована совершенно другая судьба.

Прежде чем восхитится украшениями нашей героини, давайте окунёмся в историю её жизни. Ведь это история великой женщины, которая боролась за сохранение королевского наследия своего мужа, за судьбу своего народа.

Джинд Каур родилась в 1817 г. в Чачаре в семье смотрителя королевских псарен. Её отец, Манна Сингх, был одержим мыслью выдать свою красавицу дочь замуж за самого махараджи. Он превозносил правителю красоту и таланты юной Джинд Каур, обещая, что она сделает его вновь молодым.

В 1835 г. мечта Манны Сингха сбылась, его младшая дочь стала 17 женой Ранджита Сингха. Незадолго до смерти супруга, в 1838 г. красавица Джинд родила ему сына Далипа. Мальчик стал последним ребенком правителя Империи сикхов.

Нужно отметить, что государство, созданное Ранджитом Сингхом, простиралось от Индийского океана до Гималаев, а его южная граница граничила с Британской Индией. Его двор славился покровительством искусству и науке, а также невероятной роскошью и богатством.

Заграничные послы восторгались великолепием убранства залов дворца: «Какое зрелище! Едва можно поверить своим глазам. Всё блестит драгоценными камнями и ярчайшими красками». После смерти махараджи его тело несли по улицам к погребальному костру на носилках в виде золотого корабля «с парусами из позолоченной ткани, чтобы доставить его в рай».

С уходом Ранджита Сингха золотая империя начала рушиться. Его старший сын Харак взошёл на трон, но был убит 2 года спустя. Правление второго наследника Шер Сингха было столь же недолгим. Его убили в 1843 г. После чего 5-летний сын махарани Джинд Каур Далип был провозглашен махараджей, а она исполняла обязанности регента.

Управляя империей сикхов, Джинд стала главной преградой на пути Великобритании в Ост-Индской компании. Она провела две безуспешные войны против британцев, которые привели к аннексии Пенджаба. В 1846 г. махарани была свергнута с поста регента, а в феврале 1847 г. англичане овладели столицей империи Лахором.

Когда войска королевы Виктории захватила казначейство Лахора, они конфисковали самые важные драгоценности: алмаз Кохинур (Koh-I-Noor) и рубин Тимура (Хирадж-и-Алам). Попросту выкрав их для своей монархини. Множество других сокровищ было продано с аукционов неизвестным покупателям.

Оккупанты продолжали видеть в Джинд серьёзную угрозу своему режиму, называя её «Мессалиной из Пенджаба». Поэтому над наследником трона установили контроль в виде Регентского совета, а непокорную махарани заключили в тюрьму и сослали.

В 1849 г. ей удалось сбежать из британского плена, оставив британцам насмешливую записку: «Вы посадили меня в клетку и заперли. Несмотря на все ваши замки и часовых, я выбралась оттуда по волшебству». Джинд Каур бежала в Непал.

В Катманду она жила под защитой непальского короля и правительства. Жизнь была для неё нелегкой: вдали от сына, под гнётом унизительных ограничений.

Молодой махараджа Далип был переведен в Фатегарх под опеку доктора Джона Логина и его жены. В 1854 г. он прибыл в Великобританию, где был усыновлен в качестве крестника королевой Викторией. Под влиянием Логина он принял христианство и был воспитан как молодой английский джентльмен. В 1860 г. Далип отправил слугу в Катманду, чтобы узнать о своей матери.

Через британского резидента в Непале пришло сообщение: «Джинд сильно изменилась, ослепла и утратила интерес к жизни». Правительство Великобритании дало согласие на встречу сына с матерью, полагая, что последняя королева Пенджаба больше не представляет угрозы. Впервые за 13 лет они встретились в Калькутте и вместе уехали в Англию.

Перед арестом британские власти конфисковали все драгоценности махарани Джинд Каур. Украшения были возвращены ей только перед отъездом в Лондон. 1 августа 1863 г. Леди Логин писала в своём дневнике, что после возвращения драгоценностей махарани «она немедленно украсила себя и своих сопровождающих множеством чудеснейших ожерелий и сережек, ниток прекрасного жемчуга и изумрудов».

Джинд умерла в своём доме в Кенсингтоне. В стране своего заклятого врага, всего через 2,5 года после того, как воссоединилась с сыном.

Её уникальные украшения унаследовал единственный сын Далип, последний махараджа Империи сикхов. Далип был многодетным отцом. У него было 3 сына и 5 дочерей от двух жён. Одна из реликвий прославленной махарани перешла в руки её внучке, принцессе Софии Джиндан Далип Сингх.

Наследница владела традиционным украшением индийских женщин — тикой. Золотой кулон, спускающийся от пробора волос к центру лба, украшен драгоценными камнями. Верхний элемент в виде полумесяца с горным хрусталем, увенчанный трёхлепестковым цветочным мотивом с рубинами.

Нижний элемент имеет идентичное исполнение в виде полумесяца, увенчанного одним рубином. Край каждого яруса украшен бахромой из жемчуга и золотых листьев.

Тика была изготовлена в столице провинции Пенджаб — Лахоре в первой половине XIX в. Её первой владелицей стала наша героиня махарани Джинд Каура. Ранджит Сингх был щедрым мужем, поэтому каждая из его жён имела завидную коллекцию драгоценностей: «Их уши, носы и лбы были богато украшены. Руки их покрыты золотыми браслетами».

Помимо прекрасной тики, принцесса София и её сёстры, унаследованных от бабушки Джинд, немало эксклюзивных украшений: кольца с большими бриллиантами, несколько ожерелий с рубинами и шпинелями, бархатные мешочки с россыпью жемчуга.

Принцесса София несколько раз была оштрафована за участие в политических демонстрациях. Судебные приставы конфисковывали её драгоценности из дворца Хэмптон-Корт для продажи на аукционе.

Друзья наследницы последнего махараджи следили за тем, чтобы никто не делал ставок на эти украшения. Таким образом, ювелирное наследие удавалось выкупить за гроши и вернуть владелице.

Никто из восьми детей махараджа Далипа Сингха не оставил наследников, в том числе и принцесса София. После её смерти в 1948 г. тика была завещана её горничной миссис Айви Джанет Лейн. Украшение передавалось по наследству, пока не было продано в частную коллекцию.

Новые владельцы неоднократно выставляли тику на различных выставках с 2010 г. по 2019 г. Прежде чем украшение было продано на аукционе «Bonhams» в Лондоне за 187 562,50 фунтов стерлингов в 2020 г. Нынешнее местоположение тики неизвестно.

Оцените статью
Она отказалась от традиции идти в след за мужем на костер: независимая махарани Джинд Каур и ее золотая тика
Вячеслав Тихонов:«Деньги, выбивание квартир, ребенок лежали на ее плечах». За что Нонна Мордюкова затаила на него обиду