Главная детская поэтесса призывала всех своих маленьких читателей к добру, а сама такой быть не желала.
В биографии этой женщины было множество эпизодов, о которых ее поклонники и родители малышей хотели бы забыть, но сегодня мы до сих пор клянёмся Агнии Барто в вечной любви, а ее книги остаются в пятерке самых продаваемых стране, опережая творения Носова и Маршака. В этой статье мы расскажем вам историю поэтессы, которая может шокировать.
Девушка, которая восхищалась Маяковским
Родилась Агния Барто 17 февраля 1906 года в семье ветеринарного врача. Из маленькой девочки воспитывали настоящую барышню: она занималась балетом, воспитывалась няней, читала книги и учила стихи.
Отец любил дочь и старался передать ей свои представления о прекрасном. Хоть к танцам маленькая Агния таланта так и не проявила, с четырех лет она уже пыталась сочинять стихи, подражая Анне Ахматовой.
Восхищалась Агния и Маяковским. Его стиль стихосложения и дерзкий нрав с огромной силой повлияли на творчество Барто. Существует даже легенда о том, как Владимир Владимирович указал ей правильный курс в искусстве.
На выпускной экзамен хореографического училища, где Барто читала «Похоронный марш» собственного сочинения, пришел сам Луначарский (первый нарком просвещения РСФСР). На следующий день после выступления поэтессу вызвали в наркомат.
Там девушке велели писать стихи для детей. Барто одолели сомнения и она отправилась за советом к любимому поэту. «Вот для кого надо писать», — сказал Маяковский, указывая на детей и Агния приняла решение.
Добрый и строгий учитель
Свои первые стихи поэтесса начала писать с первым мужем, Павлом Барто. Хоть брак продлился недолго, Агния оставила себе красивую и звучную фамилию мужа. Тот тоже был детским писателем и был в ярости от такого решения. До конца жизни Павел остался всего лишь «мужем Барто».
Первые книги Барто были пропитаны политикой. Например, вышедший в 1925 году мишка-воришка из одноименного произведения перевоспитывается под влиянием пионеров.
Тогда к поэтессе пришел успех, но останавливаться на достигнутом Агния не собиралась. Она понимала, что в лиричность ее стихотворений далека от идеала и пошла учиться у лучших в своем деле — к Чуковскому, а потом и к Маршаку.
Чуковский был добрым и внимательным учителем. Ругал он ее только за недостаточную лиричность. Вместе с Корнеем Ивановичем Агния в своих стихах воплотила истинное русское страдание и написала легендарные произведения про мишку с оторванной лапой, брошенного хозяйкой зайку и качающегося бычка.
Маршак хвалил Барто намного реже, чем ругал: он не видел в ее стихотворениях цельности и завершенности в образах. Хоть учеба с ним проходила со скандалами и обзывательствами, бросать учебу поэтесса не хотела.
«Давайте встретимся в следующий раз только тогда, когда вы примете всё мое стихотворение в целом, а не отдельные куски или строчки», — сказала однажды поэтесса своему учителю. Тот пришел к ней через много лет.
«Прекрасное стихотворение, но одно слово надо изменить: «Было сухо, но калоши я покорно надевал». Слово «покорно» здесь чужое», — сказал тогда Самуил Яковлевич и Барто его послушала.
Злость
Не всегда Агнии Барто приходилось легко. Гонения на писателей в 30-е годы зацепили и нашу героиню: ее стихи во всю обсуждались на собраниях, а «Комсомольская правда» опубликовала статью, в которой критик Израиль Разин писал, что Барто пишет «псевдосоветскую и псевдообразовательную литературу».
В то время Барто отреклась от своего первого учителя и в 1930 голу с еще 19 писателями подписала открытое письмо против народных сказок и сказок Чуковского. Предала поэтесса Корнея Ивановича еще дважды.
В 1944 году Чуковского вызвали в Союз писателей и растерзают за «Военную сказку». «Ниже всех», по его рассказам, была именно Агния Барто. А в 1974-ом Агния приложит руку к исключению дочери чуковского из того же «Союза писателей».
Смерть таланта
Судьба Агнии Барто в СССР складывалась наилучшим образом. В послевоенные годы она не знала нужды благодаря многочисленным Ленинским и Сталинским премиям, а ее мужем был «самый красивый декан» страны Андрей Щегляев.
Ударом для поэтессы стала смерть ее сына в 1945 году. Тогда мир Агнии перевернулся и вместо маленьких детских проблем, ее стихи затрагивали более серьезные темы. Тогда появилась поэма о детском доме сирот войны «Звенигород».
Агния Барто начала с невиданным остервенением восхвалять Советский Союз: в стихотворении «Петя рисует» она рассказывает о мальчике, который рисует советскую действительность цветными красками, а американскую — черными.
Тогда Барто опубликовала открытое требование обличать в стихах «лживую американскую свободу» в «Литературной газете», а затем даже писала экспертные заключения на процессе Синявского и Даниэля, со злостью доказывая антисоветскость их текстов.
Стихотворения у самой Агнии Барто в этот период получались не очень хорошо. Она была уверена, что стихи должны больше просвещать и поучать детей, из-за чего произведения поэтессы становились все хуже и хуже…