97 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева.
«Я прежде всего любопытный. И хотя всех людей любить невозможно, интереса к ним художник терять никогда не должен».
Евгений Евстигнеев.
Таких как Евстигнеев больше не делают.
Его первая супруга и главный режиссер «Современника» Галина Волчек вспоминала, что, когда великий польский режиссер Анджей Вайда гостил в Москве, его пригласили в «Современник» посмотреть постановку горьковской пьесы «На дне». Так вот: за Евстигнеевым водился один грешок — он часто забывал текст. Волчек его настоятельно просила хотя бы к приезду Вайды подготовиться так, чтобы не пропускать текст.
Но вышло еще хуже: больше половины своего текста во время монолога Сатина Евстигнеев забыл. Волчек была в панике и обернувшись к Вайде, начала извиняться за то, что актер забыл текст. На что великий Вайда, с полными восхищения глазами, ответил: «Галя, зачем ему текст, когда он так играет, так играет…». Вот какая была оценка великого мэтра мировой режиссуры!
Но широкую популярность, как и многим актерам, Евгению Евстигнееву принес кинематограф. Постоянно создавая свои театральные шедевры, актер очень успешно снимался в кино, хотя работать там он начал, когда ему было уже за тридцать.
Первой его заметной работой стала роль начальника пионерского лагеря Дынина в картине Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Он был в этой роли великолепен.
Особую страницу в творчестве Евстигнеева занимает его сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым. Их первой совместной работой стала комедия «Берегись автомобиля». Евстигнеев играл самоуверенного режиссера самодеятельного театра.
Играл искрометно, чего лишь стоит виртуозно сказанная им фраза: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира», которая моментально ушла в народ.
У Рязанова он играл Калачёва в «Зигзаге удачи», составил блистательный дуэт с Юрием Никулиным в «Стариках-разбойниках», ну а его: «Не надо, я сам!» в роли Хромого в «Невероятных приключениях итальянцев в России» также стало крылатым выражением.
Нельзя не отметить его Огородникова в «Старшей сестре» Георгия Натансона, подпольного миллионера Корейко в «Золотом теленке» Михаила Швейцера.
А как Евстигнеев играет Корзухина в картине Алова и Наумова «Бег». Тот знаменитый эпизод картины, когда бывший атаман Чернота (Михаил Ульянов) в исподнем заходит в кабинет Корзухина, и они начинают играть в карты.
Господа, я видела множество высокохудожественных картин, где блистали великие актеры, но то, что делали Ульянов и Евстигнеев, было неповторимо!
И после такой роли мерзавца в «Беге» Евстигнеев создает другой свой шедевр — профессора Плейшнера в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой. На этот раз он создает образ сломленного, но глубоко порядочного человека.
Походка, разговор, взгляд, жесты – все изменилось в Евстигнееве. Он с таким изумительным мастерством передал нам не только внешность, но и внутреннее состояние своего персонажа, что в роли Плейшнера при всем желании невозможно представить какого-либо другого актера.
Впрочем, все образы, которые Евгений Евстигнеев создал в кино, были неповторимы. Везде Евгений Евстигнеев невероятно убедителен — просто необъятный диапазон актерского перевоплощения!
Можно говорить бесконечно о творчестве гениального актера: каждая его роль достойна долгого и тщательного обсуждения. Но неоспоримо одно: Евстигнеев ни разу не позволил себе сыграть на «средненько».
Гений — он и есть гений!