«Наташе было больно, и в конце концов она его бросила»: Наталья Гундарева обжигалась и снова любила

Наташка, накрывай на стол!- кричал Леонид с порога.

Господи, как же я устала. Опять вся труппа у нас ужинает. Не могу больше! Всё, кончилась моя любовь,- ворчала Наташа.

Детство

Милая пышнощекая девочка Наташа появилась на свет в конце лета 1948 года. Жили Гундаревы не бедно, но очень скромно. А когда родители разошлись, стало жить еще труднее.

Девочка вместе с мамой поселилась в таганской коммуналке, где на 43 комнаты имелся всего один умывальник. Позже семье выделили однокомнатную квартиру в Кривом переулке, что рядом с Красной площадью.

И мать, и отец будущей актрисы были одержимы МХАТом. Одно время даже принимали участие в художественной самодеятельности. Но Наташа догадывалась, что к миру искусства подступиться будет очень сложно. Да и недовольство собственной внешностью мешало ей расцвести.

Для артистки она считала себя чересчур невзрачной. Ширококостная, рослая, всегда скромно одетая. Именно такой ее запомнили одноклассники. Но, несмотря на полноту, всегда с удовольствием посещала баскетбольную секцию, занималась бальными танцами и лучше всех в классе бегала на лыжах.

После школы Гундарева планировала пойти по стопам матери, всю жизнь проработавшей проектировщиком. Елена Михайловна и сама мечтала видеть дочь строителем. Ради этого перевела ту в вечернюю школу и устроила чертежницей в одно из конструкторских бюро.

К моменту получения аттестата девушка была уже первоклассным специалистом, поэтому успешно прошла все испытания в МИСИ. Вполне возможно, она могла бы стать отличным инженером, если бы случайно не встретила своего товарища по драмкружку, небезызвестного Виктора Павлова.

Наташка, ты с ума сошла?! Зачем тебе этот МИСИ? Неси документы к нам в Щуку, — выпалил он.

Своё поступление в Щукинское училище Наталья всегда вспоминала с трепетом и волнением. Конкурс был огромным — почти 250 человек на место. Гундарева сомневалась в себе, но всё же пошла на риск.

Подарок судьбы

Надев самое лучшее платье, сделав яркий макияж, дабы визуально скрыть полноту и сделать лицо более ярким, Наташа отправилась покорять приемную комиссию. Однако судьба сыграла с ней злую шутку, которая после оказалась подарком.

В тот день шел проливной дождь, смывший всю косметику с её лица. Незапудренные веснушки, доброе простодушное лицо и совсем не «диетическая» фигура Наташи казалась чудом среди «нарисованных» див.

Экзаменаторы высоко оценили актерские навыки Гундаревой, харизму и неумолимую энергетику, назвав ее «наше конопатое чудо». Из училища абитуриентка вернулась с победой.

Упорный труд привел начинающую артистку к успеху. В училище её учили играть каждую роль так, как будто завтра умрёшь. И она старалась! А еще студентка без устали занималась сцендвижением и хореографией, словно в отместку тем, кто говорил, что полнота ограничит её актёрские возможности.

В 1971 ей вручили диплом. Следом за ним пришли приглашения в театры Москвы. Среди «Современника», МХАТа и «Маяковки» она выбрала последний, где и прослужила всю свою жизнь.

Талантливой артистке практически сразу предложили играть ведущие роли. В пьесе Островского «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» она внезапно заменила приму Татьяну Доронину. Режиссер Гончаров за что-то обиделся на ту и снял с роли. Тут и подвернулась молоденькая Наташа. Это невероятно, но ввелась в спектакль она всего за неделю.

А после главные роли посыпались как из рога изобилия. Еще бы — многие годы для худрука Андрея Гончарова другой актрисы просто не существовало. Он её не просто обожал. Одно время в театре даже шутили, что все женские роли там распределяет не режиссер, а Гундарева.

И в этом была доля правды. Авторитет Гундаревой зашкаливал. Прима могла указать «великому и ужасному» если считала, что он назначил на главную роль малоталантливую артистку. И это совершенно не значило, что она присматривала ее для себя, хотя могла сыграть хоть Анну Каренину. У нее просто хватало силы характера настоять на своем.

Эти два жестких эмоциональных человека могли спорить бесконечно. Хотя в другой раз Наташа безропотно подчинялась грозному режиссеру и не раз признавалась, что она лишь «глина в руках Мастера».

Отношение к Гундаревой в «Маяковке» было неоднозначное. Коллеги, разумеется, отмечали ее несомненный талант. А еще верность — одно из самых ярких качеств артистки. Она не хотела и не могла предавать людей.

Однажды Олег Табаков сделал ей серьезное предложение: перейти во МХАТ. Та задумалась, но спустя время отказалась.

Понимаешь, я не могу предать старика. Он меня сюда взял, вырастил, на мне держится репертуар. Как же я уйду?- объясняла она причину отказа.

Чудесная, многогранная, бесконечно одаренная. У нее не было проходных ролей в кино. Везде она была гениальна, играла самозабвенно и с полной отдачей.

Каждая новая роль, пусть даже не главная, была событием: «Здравствуй и прощай!», «Труффальдино из Бергамо», «Сладкая женщина», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома»…

Ей были подвластны любые образы. Кого бы Наталья Георгиевна не играла, будь то царица, дворянка, крестьянка или директор — ей хотелось верить.

В одном из фрагментов картины «Одиноким предоставляется общежитие» ее героиня горько и искренне плачет, обращаясь к Фролову, которого сыграл замечательный актер Александр Михайлов:

Я уже перестала верить и ждать, мое счастье где-то затерялось…

Лёня

К сожалению, в театре и кино Гундарева была более успешна, чем в личной жизни.

Первым ее супругом стал 38-летний Леонид Хейфец. Начав работу над «Обрывом» по роману Ивана Гончарова, он долго и безуспешно искал в Малом театре нужную ему исполнительницу на роль Марфиньки. Кто-то из коллег посоветовал режиссеру посмотреть одну самобытную артистку из «Маяковки».

Я увидел девочку, девушку, похожую на три солнца, три батона, на три пирога с вареньем. Искал тоненькую изящную актрису, а передо мной стояла толстушка, немножко косолапая, задорная, вся в веснушках, — вспоминал Хейфец о первой встрече с 24-летней Гундаревой.

Едва «смешная девчонка» начала читать пьесу, Леонид пришел в восторг. Именно такую естественную, искреннюю и задорную Марфиньку он искал. А уже через три дня репетиций обнаружил, что думает только о ней. Мужчина напросился к Наташе в гости( в то время она жила с мамой). Купил в кондитерской самый вкусный торт и отправился производить впечатление. Конечно, ему это удалось.

Свадьбу молодые праздновали в самом лучшем месте столицы того времени — ресторане «Прага». Средств ушло немало. Поэтому на наряды невесте и жениху денег уже не хватило. Наташа была в повседневном платье зеленого цвета, Леонид — в костюме, одолженном у кого-то из приятелей.

До женитьбы Хейфец жил прямо в театре, в небольшой комнатушке за кулисами, заваленной инвентарем и всяким хламом. Но сразу же после свадьбы стал выбивать им с женой новое жилище. Театр пошел навстречу и выделил новоиспеченной семье однокомнатную квартиру в районе метро «Динамо».

Жизнь молодоженов кипела. Поначалу Гундарева искренне радовалась гостям, которых почти каждый вечер приводил в их дом хлебосольный супруг. Но со временем это стало утомлять. После фильма «Сладкая женщина» на артистку обрушилась слава и востребованность.

Она очень уставала, снимаясь в 5-6 проектах одновременно. А тут гости, которых нужно было встретить, накормить, развлечь и проводить…

Ее беременность в 1973 году совпала с предложением сыграть в фильме «Осень». Узнав об этом, Наташа расстроилась.

Лёнечка, давай подождем немного. Я сейчас его просто не вытяну. У меня съемки, спектакли. Давай потом… Когда-нибудь потом,- уговаривала она мужа.

А он и не возражал, посчитав, что не имеет права мешать строить жене карьеру. Когда она выходила за него замуж, он был известным режиссером, но Наташа быстро его догнала и обогнала по популярности. Позже это решение принесло обоим горечь и страдания.

Постепенно их отношения, такие яркие поначалу, подошли к своему завершению. Актриса понимала: рано или поздно придётся выбирать между семьей и работой. После шести лет брака супруги развелись.

Когда муж жену как женщину не замечает, чем хорошим это может кончиться? Наташе было больно, и в конце концов она его бросила, — говорил позже о семье Гундаревой друг артистки Виктор Мережко.

Виктор

Людская молва выдавала актрису замуж за всех ее партнеров по фильмам. За Александра Михайлова после совместных проектов «Белый снег России» и «Одиноким предоставляется общежитие». А после работы в картинах «Срок давности» и «Личное дело судьи Ивановой» за Сергея Шакурова.

К слову, последнему все же пришлось заплатить за эти слухи разводом с женой, которая бесконечно ревновала мужа к партнерше.

Но мало кто из зрителей догадывался, что к тому времени Гундарева уже была замужем за эпизодником из мольеровского «Мнимого больного», где ей самой досталась главная роль. В 1979 году актер Виктор Корешков стал ее вторым мужем.

За их стремительным и страстным романом следила вся «Маяковка». Красавец-актер играл одну из самых значимых своих ролей в постановке «Леди Макбет Мценского уезда»: Сергея. Катериной, конечно же, была Наташа.

Они быстро сошлись. Корешков бросил супругу Наталью Хорохорину, и поначалу новая семья Гундаревой азалась благополучной. Однако через три года брак распался. И если о Хейфеце артистка всегда говорила с большим уважением, то о втором муже предпочитала не вспоминать.

Саша

Наталья Георгиевна вообще не любила выносить свою личную жизнь на обсуждение. Возможно, потому, что долгое время в ней был полный раздрай. После развода она увлеклась актером «Таганки» Сергеем Насибовым, ставшим необыкновенно популярным после «Школьного вальса».

Еще студентом он женился на дочери Льва Дурова Екатерине, которая родила ему дочь. Но через несколько лет ушел из семьи. А чуть позже увлекся Гундаревой. Они стали жить вместе. Возможно, актриса была бы с ним счастлива, но вскоре Насибов эмигрировал в Америку.

Наталья Георгиевна была особой влюбчивой. Долго ее сердце оставаться свободным не могло. Ей приписывали романы с коллегой по сцене Анатолием Лобоцким и еще одним любимчиком Гончарова — Александром Фатюшином. Хотя, возможно, с последним она была просто близка, что и давало повод судачить об их романе.

Актеры частенько ездили вместе на гастроли, на творческие встречи и все это время Наташа буквально нянчилась с Александром: следила, чтобы он вовремя поел, вовремя лег спать, не дай бог, не простудился бы. А он во всем ей подчинялся.

Когда Фатюшин объявил подруге, что собирается жениться на Елене Мольченко, та чуть не потеряла сознание. Она восприняла этот брак как личную потерю.

Наверное, она считала, что я, как нерадивая невестка, не так за ним смотрю, не так кормлю. На мой взгляд, Наташа не скрывала, что меня ненавидит,- говорила позже жена Фатюшина.

По словам Мольченко, она видела, что их близкое общение с будущим мужем причиняет Гундаревой не просто боль, а страдания.

Ей даже поздороваться со мной стоило большого труда. Саша, как все мужчины, ничего не замечал. Святая простота…

Миша

Третьим мужем артистки стал коллега Михаил Филиппов — невысокий коренастый мужчина с внешностью Наполеона. До нее он был женат на дочери генсека Юрия Андропова Ирине. Могущественный тесть считал, что профессия у зятя несерьезная и не достойна уважения.

После развода Михаил искал понимания. И Наташа это по-женски прочувствовала. Однажды она сама предложила ему участвовать вместе с ней и коллегами в программе, которую они успешно возили по институтам и заводам страны. И он согласился.

Спустя какое-то время у них закрутился роман, а вскоре Гундарева с Филипповым поженились. Тогда актриса с гордостью всем говорила:

Мой муж играл Наполеона и даже родился с ним в один день. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он…

Именно этот мужчина на 20 лет стал главным человеком в жизни народной артистки. С ним она почувствовала себя настоящей хозяйкой. Научилась вкусно готовить, вязать и даже рисовать акварелью. Правда, из-за плотного графика ей постоянно не хватало на всё это времени. Но то, что при своем влиянии вела себя так, что было понятно: глава их семьи — Миша, это очевидный факт.

Будучи за ним замужем, Наталья страстно мечтала родить. Но не получилось. В 38 лет, обследовавшись у врачей, она узнала, что уже никогда не сможет стать матерью.

Вот я все чего-то ждала, откладывала… Дождалась!. Это я так заплатила за свой успех. Детьми, которых не родила, я расплатилась за то, что у меня есть эти роли,- горевала артистка.

А ведь в ней было все для материнства. Когда на съемочной площадке оказывались дети, она тут же находила с ними общий язык. Её очарование, теплая внешность нравились не только мужчинам, но и режиссёрам.

Недаром именно Гундаревой предложили сыграть многодетную мать в картине «Однажды 20 лет спустя»Вот такая ирония судьбы: будучи лишённой счастья материнства, ей часто удавалось воплощать на экране образы матерей, в которых была абсолютно гармонична.

Наталья Гундарева полностью посвящала себя карьере. У нее было много возможностей изменить свою профессиональную судьбу. С 1993 по 1995 год она была депутатом Госдумы от партии «Женщины России». Выбивала для людей квартиры, звания, больницы… Но политика ее не увлекла и она оттуда ушла со словами:

Я не депутат, я — актриса. Этим и буду заниматься.

По тем же соображениям отказалась, когда ей предложили попробовать себя в режиссуре.

15 мая 2005 г. всенародно любимой артистки не стало…

Оцените статью
«Наташе было больно, и в конце концов она его бросила»: Наталья Гундарева обжигалась и снова любила
«Муж меня выставил за дверь с чемоданом… Признаться, было за что». Татьяна Пельтцер славилась своими романами, но замуж вышла только раз