«Дочь дворянина, которая к середине жизни спилась»: почему актриса Вера Алтайская осталась без работы и не «дотянула» до 60

Все мы помним ее как исполнительницу роли мачехи в кино-сказке «Морозко». Вот так бывает: сами актеры уже давно ушли в мир иной, а плод их труда по сей день мы смотрим каждый Новый год, восхищаясь их работой.

«Морозко» – одна из любимых и самых лучших сказок, отличный фильм, без которого не представляешь себе Новый год.

Мачеха Настеньки (в исполнении актрисы Веры Алтайской) – один из самых раздражающих образов советского кинематографа. Сварливая злобная баба, завистливая и безжалостная. Говорят, что роли злодеев играть сложнее, чем роли положительных героев. Алтайская прекрасно справилась со своей задачей.

Парадокс заключается в том, что для Алтайской роли в фильмах Роу были малопочтенным финалом судьбы, которая в начале обещала быть куда ярче.

По матери Вера принадлежала к дворянскому роду Чаплыгиных, отца потеряла рано. Отца ей де-факто заменил писатель Константин Алтайский-Королев, которого она и стала называть папой. Именно Алтайский помог выжить дворянскому семейству.

Выращенная и опекаемая им, Вера поступила в актерскую школу при «Мосфильме».

Алтайский был писателем, создавшим поэму «Ворошилов», от которой сам Ворошилов был в восторге. Также в его активе имелась поэма «Ленин», книга стихов «Буденновка», переводы акына Джамбула. В общем, «непростой» был человек, имеющий в плане быта все необходимое и даже больше.

В послереволюционной стране оказаться в семье такого мужчины – это было равносильно тому, что вытащить туза из колоды. Только вот Вере это едва ли пошло на пользу; ее характер сформировался капризным, эгоцентричным, высокомерным.

Забегая вперед – в 1938 году Алтайского арестуют, в общей сложности он проведет 17 лет своей жизни в лагерях, откуда выйдет пожилым сломленным стариком.

Вера на момент его ареста уже была взрослой 20-летней девицей со своей личной жизнью, поэтому арест отчима ее особо не задел.

Еще во время учебы Алтайская начала сниматься в кино.

А также показывать свой характер. В предыдущих статьях мы писали, что почти век назад у женщины в нашей стране была определенная роль. Да, новая власть проложила путь эмансипации, но в реальности положение женщины было подвешенным даже в этих ваших столицах.

Актрисы были вынуждены подстраиваться под режиссеров, выполнять все их капризы, иначе рисковали остаться без работы, даже более того – стать персонами нон-грата. Не угодишь одному, и больше никто тебя работать не позовет. Оно, в принципе, и сейчас также.

Но Вера Алтайская была из совершенно другого теста, она и не думала плясать под чью бы то ни было дудку.

В 1938 году режиссер Константин Юдин пригласил студентку на главную роль в фильме «Девушка с характером». Алтайская устроила на пробах такой трэш, что возмущенный Юдин накатал заметку в газету:

«На фотопробе ей «мешал» свет. Она капризно морила губки, не могла «собраться», «войти в круг». Не хотела сниматься в шляпе, так как это не соответствовало ее «внутреннему состоянию». Наговорив кучу «мхатовских» терминов, она, наконец, удостоила группу тем, что позволила снять пару фотографий»

А ведь сыграй Алтайская в этом фильме, ее судьба сложилась бы всяко-разно, но по-звездному. В итоге же «Девушка с характером» сделала звездой другую актрису, Валентину Серову.

Коллеги относились к ней с осторожностью, стараясь особо не сближаться. Оно и понятно: времена были суровые, особо никто ни с кем лишнее не болтал. Однако Алтайская действительно отвращала от себя людей своим взрывным высокомерием.

«Потом, когда кино станет цветным, поклонники Алтайской увидят, что эти искрящиеся веселой дерзостью глаза — разные: один карий, другой зеленый. И сразу пойдут досужие разговоры о том, что на Руси это всегда считалось «ведьминской приметой».

Огня в «инквизиторский костер» добавят коллеги Алтайской — рассказами о ее взрывном темпераменте и совсем не добром остроумии» (с) из воспоминаний третьей жены А.Консовского М.Колумбовой.

Еще в юности Вера Алтайская влюбилась в красавца-коллегу Алексея Консовского — того самого, что сыграл в конце 40-х Принца в «Золушке». Актеры поженились, и в 22 Вера родила дочку Свету. Алексей помогал жене и всячески пытался «протащить» ее в выгодные проекты.

Однако ее характер и вечное недовольство (а по свидетельству следующей жены Алексея, и пьянство Веры) его доконали. В итоге ни появление на свет общего ребенка, ни совместные съемки в «Машеньке» не сумели спасти трещавший по швам брак.

После развода Алексей перестал «тянуть» свою жену, и ее кинокарьера встала на многолетнюю паузу. Впрочем, у Веры оставался театр, так что она не особо огорчилась.

О причинах развода Веры и Алексея последняя жена Консовского позже скажет следующее:

«Почему они расстались, узнала от общих знакомых: водка превратила взрывной темперамент Веры Алтайской в сварливость и злобу… Алексей терпел сколько мог, жалея дочку. Когда терпение закончилось, ушел в никуда, оставив квартиру бывшей жене».

Во второй половине 1950-х кино снова входит в жизнь Алтайской. Но золотые годы в прошлом, теперь красотки с осиной талией нет, а есть возрастная женщина со следами своих пристрастий на лице.

И испорченным этими же пристрастиями характером: работать с Алтайской стало еще тяжелее. Но, внезапно, ее типаж стал очень фактурным и подходящим для кино-сказок. Причем именно для «отрицательных» ролей.

Внезапно для коллег Алтайская прекрасно сработалась с Роу. Грим, дурацкие костюмы, удачно найденные приемы – мастер нашел для уродливого эскиза дополняющую его рамку, и эскиз превратился в искусство.

Впервые с Роу Алтайская встретилась в фильме «Марья-искусница», где сыграла Тетушку-Непогодушку. Затем были «Вечера на хуторе близ Диканьки» (жена Панаса), «Королевство кривых зеркал» (Асырк), само собой «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы» (дочь бабы – Яги), «Варвара – Краса, длинная коса» (старушка – веселушка).

Увы, но кроме как в сказки, ее почти никуда не звали. А ведь потенциал для воплощения ролей беспринципных женщин трудной судьбы был огромный. Например, в «Евдокии» Алтайская прекрасно изобразила Анну Шкипидар, требующую у матери, воспитавшей ее ребенка, алименты:

Всю жизнь Алтайскую преследовали сплетни о непростом характере и пристрастии к выпивке. Особенно любила давать интервью по этому поводу третья жена Консовского, которая яро выгораживала своего мужа, мол, Алтайская ну настолько невыносимая была, что у Алексея не было никакого другого выхода, чем ее бросить.

«К сожалению, в последние годы ее почти не снимали — какому режиссеру захочется иметь дело с пьющей артисткой?» (с)

После смерти Роу Алтайскую, действительно, снимать никто не хотел. Но я считаю, что вся судьба Веры, возможно, вела ее к тому, чтобы стать звездой отрицательных ролей в замечательный сказках Роу. Ибо кто бы еще так чудесно воплотил их в жизнь?…

По словам жены Алексея Консовского, дочь Светлану сгубила та же пагубная привычка, что и ее маму — алкоголь. Поговаривали также, что подсела женщина и на наркотики. «Так это или нет, утверждать не берусь, но незадолго до смерти у нее обнаружились серьезные проблемы с психикой.

Помню, мой сын Володя вернулся из клиники, где навещал сводную сестру, расстроенным и растерянным: «Взгляд бешеный, скандалит со всеми. Жуткое зрелище».

Алексей Консовский скоропостижно скончался летом 1991 года в своей квартире.

Ушла Вера Владимировна в один год с матерью и отчимом; ей было всего 59 лет.

Возглас ее: «Прынцесса! Как есть прынцесса!» звучит в телевизоре под каждый новогодний праздник.

Оцените статью
«Дочь дворянина, которая к середине жизни спилась»: почему актриса Вера Алтайская осталась без работы и не «дотянула» до 60
Брак с условиям и 50 лет взаимной преданности: за что Надежда и Владимир Самойловы расплатились своими прекрасными жизнями